Замечания по квалификационным требованиям к бухгалтерамК проекту Федерального закона
Часть 3 статьи 7 законопроекта устанавливает набор обязательных квалификационных требований к должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учёта, в экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли. Часть 4 этой же статьи устанавливает такие же требования для физических лиц, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учёта, уже независимо от выпуска торгуемых ценных бумаг. По-видимому, здесь допущена техническая ошибка (в прежней редакции законопроекта, перед внесением его в Правительство в феврале 2010 года, ошибки не было. Но в этой редакции, внесенной Правительством в Госдуму в июне этого года, вообще непонятно, к чему относятся второе и третье предложения части 7). Однако, проблема не в ошибке, а в самом наличии в законе подобных требований. Целесообразность установки таких требований в федеральном законе очень сомнительна. При этом, в законопроекте не прописаны ни механизмы проверки соблюдения указанных требований, ни механизмы санкций за их несоблюдение. Абсолютно непонятно, как это может работать на практике. Такая ситуация может привести к тому, что право проверок и право наложения санкций будет предоставлено некой организации (хуже всего — негосударственной), которая, обладая эксклюзивными полномочиями, превратится в очередной рассадник коррупции. Требования к эмитентам ценных бумаг в связи с защитой прав инвесторов устанавливает федеральная служба по финансовым рынкам. Это требования к содержанию и качеству самой информации, а не к организации процесса её составления. И это требования к юридическим лицам, а не требования к персоналу организаций. Квалификационные требования к своим работникам, в том числе к бухгалтерам, должна устанавливать сама организация. Только так можно рационально и эффективно использовать ресурсы экономических субъектов. В любом случае ответственность за качество финансовой отчётности и выполнение требований бухгалтерского законодательства несёт юридическое лицо, то есть — организация, предоставляющая отчётность. Как ни странно, в законопроекте ничего не говорится об ответственности юредических лиц за качество отчётности и за соблюдение бухгалтерского законодательства. Это и есть — существенный пробел законопроекта, способный повлиять на качество финансовой отчётности. И никакие персонифицированные требования не смогут изменить ситуацию. Мало того, они станут существенным препятствием к выходу организаций на фондовые рынки и тормозом для роста инвестиций. Введение квалификационных требований для лиц, ведущих бухгалтерский учёт, нарушает свободу эффективного использования предприятиями ресурсов и свободу предпринимательской деятельности. Что же касается требований для физических лиц, то положения части 4 статьи 7 вообще не связаны ни с выпуском ценных бумаг, ни со страховым бизнесом, ни с пенсионными фондами. Но с вступлением в силу такого закона, специалисты имеющие среднее специальное образование вообще не смогут заниматься такого рода деятельностью. Они не смогут оказывать услуги даже цветочным ларькам или газетным киоскам. Это более чем существенный тормоз для развития малого бизнеса. Итак: Из проекта закона о бухгалтерском учёте необходимо исключить любые персональные квалификационные требования к должностным лицам. Вместо этого, в проект закона о бухгалтерском учёте необходимо включить положения об ответственности юридических лиц за качество финансовой отчётности, а также установить механизм санкций (прежде всего экономического характера) к юридическим лицам за несоблюдение бухгалтерского законодательства. 27.10.2010, 14:39 | 7145 просмотров | 2696 загрузок Категории: Аналитика БМЦ |