Ключевые вопросы реформы бухучёта в РоссииНа что должно быть направлено нормативное регулирование бухгалтерских отношений? 1. Необходимо нормативно регулировать составление и представление финансовой отчётности с целью формирования достоверной информации, полезной при принятии экономических решений. Бухгалтерский учёт должен регулироваться только в той степени, в которой от этого непосредственно зависит финансовая отчётность. Бухгалтерский учёт имущества вне связи с финансовой отчётностью нормативно регулироваться не должен, а должен регулироваться организацией по усмотрению её руководства. 2. Необходимо нормативно регулировать как составление и представление финансовой отчётности, так и сам процесс ведения бухгалтерского учёта в единой системе требований. При этом необходимо нормативно обеспечить одновременно все варианты использования бухгалтерской информации — и для принятия экономических решений пользователями, и для государственного контроля за хозяйственной деятельностью, и для расчёта статистических показателей, и для целей налогообложения, и для других смежных целей. 3. Необходимо отделить регулирование составления и представление финансовой отчётности от регулирования учёта для других целей. Регулирование финансовой отчётности должно быть направлено на обеспечение возможности пользователями принимать на основе отчётности экономические решения. Регулирование бухгалтерского учёта как такового должно остаться только в части обеспечения имущественной идентификации юридического лица, а также расчёта количественных параметров его имущественных отношений с контрагентами и государством. В остальных аспектах бухгалтерский учёт должен регулироваться самой организацией без нормативного вмешательства. 4. Необходимо нормативно установить лишь саму необходимость ведения бухгалтерского учёта организациями, и минимальные требования, необходимые для выполнения обязанностей юридического лица перед контрагентами и государством.
На кого должны распространяться нормативные требования закона о бухгалтерском учёте и других нормативных актов по бухгалтерскому учёту? 1. На всех юридических лиц, на физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, и на иные структуры, не являющиеся лицами. 2. На всех юридических лиц. 3. Только на «значимых» юридических лиц. Значимость определяется исходя из потенциального наличия значительного числа пользователей отчётности, которое может нормативно определяться по набору формальных параметров — таких, как открытая эмиссия ценных бумаг, организационно-правовая форма, базовые количественные показатели деятельности, статус градообразующего, принадлежность к определённой отрасли, привлечение денежных средств населения и т.п. 4. Нормативные требования по составлению и представлению финансовой отчётности распространить только на «значимых» юридических лиц (значимость определяется как в предыдущем варианте). Требования по ведению бухгалтерского учёта распространить на всех юридических лиц. Каким образом следует распределить нормы по существу ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности между федеральным законом и подзаконными нормативными актами? 1. Все вопросы по существу должны регулироваться подзаконными нормативными актами. Федеральный закон должен устанавливать только все необходимые элементы самой системы регулирования, но не решать вопросы по существу. 2. Из всех вопросов по существу в федеральном законе должны быть установлены: состав бухгалтерской отчётности, отчётный период, отчётная дата, порядок представления годовой и промежуточной отчётности, перечень объектов бухгалтерского учёта, денежное измерение объектов бухгалтерского учёта, в том числе в иностранной валюте, использование двойной записи и бухгалтерских счетов, требования к первичным документам, к регистрам бухгалтерского учёта, требования по инвентаризации, особенности составления отчётности при реорганизации и ликвидации юридических лиц и иные аналогичные требования. Остальные требования должны устанавливаться в подзаконных нормативных актах. 3. Из всех вопросов по существу в федеральном законе должны быть установлены основные принципы составления финансовой отчётности — базовые допущения и обеспечение качественных характеристик финансовой информации, а также определение элементов финансовой отчётности. Остальные требования по существу должны устанавливаться в подзаконных нормативных актах. 4. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта должно быть нацелено на постепенный перенос всех норм по существу с подзаконного уровня на уровень федеральных законов. Регулирование с помощью подзаконных нормативных актов должно рассматриваться как временная мера, пока соответствующие нормы не проверены практикой. Нормы, успешно зарекомендовавшие себя многолетней эффективной практикой применения, должны прописываться в федеральном законе. В итоге бухгалтерское законодательство должно строится по типу налогового, когда все нормы прописываются в едином документе — бухгалтерском кодексе.
Какие требования к первичным документам необходимо установить в законе о бухгалтерском учёте и в подзаконных нормативных актах? 1. Никаких требований к первичным учётным документам не нужно ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. 2. Никаких требований к первичным учётным документам не нужно ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. Необходимо нормативно (в законе) установить только саму необходимость доказательственного подтверждения обоснованности бухгалтерских записей. 3. Необходимо установить в федеральном законе перечень необходимых реквизитов первичного документа, порядок составления, передачи, изъятия, внесения исправлений. Организацию обязать самостоятельно утверждать унифицированные формы. 4. Необходимо установить в федеральном законе перечень необходимых реквизитов первичного документа, порядок составления, передачи, изъятия, внесения исправлений, а подзаконным актом утвердить унифицированные формы наиболее часто используемых на практике первичных документов.
Какие требования к регистрам бухгалтерского учёта необходимо установить в законе о бухгалтерском учёте и в подзаконных нормативных актах? 1. Никаких требований к регистрам бухгалтерского учёта не нужно ни в законе, ни в подзаконных актах. Требование ведения бухгалтерского учёта само по себе обязывает организацию создать учётную систему. Способы организации учетной системы, в том числе планы счетов, могут выбираться самостоятельно. 2. Никаких требований к регистрам бухгалтерского учёта в законе не нужно. 3. В подзаконных актах необходимо установить перечень минимально-необходимых реквизитов бухгалтерского регистра, порядок их составления, передачи, изъятия, внесения исправлений. 4. Необходимо непосредственно в федеральном законе установить перечень необходимых реквизитов бухгалтерского регистра, порядок их составления, передачи, изъятия, внесения исправлений. 5. Необходимо непосредственно в федеральном законе установить перечень необходимых реквизитов бухгалтерского регистра, порядок их составления, передачи, изъятия, внесения исправлений, а подзаконными актами утвердить план счетов бухгалтерского учёта и инструкцию по его применению.
Какие требования по инвентаризации активов и обязательств необходимо установить в законе о бухгалтерском учёте и в подзаконных нормативных актах? 1. Нужно непосредственно в федеральном законе установить все необходимые требования по проведению инвентаризации активов и обязательств — её необходимость, регулярность, случаи, порядок проведения, отражение результатов. 2. В федеральном законе следует установить лишь саму необходимость инвентаризации активов и обязательств и общие требования по её проведению, а частные требования, такие, как регулярность, случаи, порядок проведения, отражение результатов, указать в подзаконных актах (например, в положении о проведении инвентаризации). 3. В законе требования по инвентаризации активов и обязательств устанавливать не следует. Её необходимость, регулярность, случаи, порядок проведения, отражение результатов могут быть установлены подзаконными нормативными актами, или могут вовсе не устанавливаться. 4. Никаких требований по инвентаризации активов и обязательств не нужно ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. Активы и обязательства (бухгалтерские) вообще не могут быть инвентаризированы по фактическому наличию, так как это абстрактные учётные категории. Инвентаризироваться по фактическому наличию может только имущество и юридические обязанности. 5. В целях имущественного учёта требование такой инвентаризации может быть нормативно установлено, но только само лишь требование — без регламентации её процедур. Инвентаризация в целях подготовки финансовой отчётности должна регулироваться исключительно руководством организаций.
Каким образом и в какой степени должны быть нормативно реализованы нормы МСФО в России? 1. Требования национальных стандартов должны полностью реализовывать все требования МСФО и применяться ко всем организациям, составляющим финансовую отчётность. Никаких национальных стандартов, по существу требований отличающихся от МСФО, быть не должно. Также от организации не следует требовать никакой финансовой отчётности, если нет значительного числа потенциальных пользователей отчётности. 2. МСФО должны применяться только для консолидированной отчётности организаций, выпускающих котирующиеся ценные бумаги. Остальные организации должны составлять бухгалтерскую отчётность по национальным стандартам, отличающимся от МСФО. 3. МСФО должны применяться обязательно только «значимыми» организациями (значимость определяется как в варианте C вопроса 2), а также добровольно любыми организациями. Все организации должны составлять бухгалтерскую отчётность по национальным стандартам, отличным от МСФО. От этой обязанности освобождаются те, кто обязательно или добровольно использует при составлении отчетности МСФО. 4. МСФО должны применяться в добровольном порядке. Нормативно должна требоваться только бухгалтерская отчётность по национальным стандартам, отличным от МСФО. Нужно ли принимать отдельный закон о консолидированной финансовой отчётности? 1. Для консолидированной финансовой отчётности необходим отдельный закон, которым устанавливалось бы применение МСФО, так как для принятия экономических решений пользователями фактически используется только консолидированная отчётность. 2. Отдельная отчётность юридических лиц должна составляться на основе другого закона и требований национальных стандартов, отличных от МСФО, поскольку эта информация имеет другие цели, чем информация консолидированной отчётности. 3. Для консолидированной финансовой отчётности необходим отдельный закон, но лишь как временная мера. Именно на консолидированной отчётности можно опробовать непосредственное применение МСФО. Если это применение окажется успешным, то можно постепенно распространять требования МСФО на отдельную отчётность юридических лиц. Когда МСФО будут полностью внедрены для всех видов отчётности, отдельный закон о консолидированной отчётности можно будет отменить. 4. Для консолидированной отчётности в принципе требуются иные правила составления, чем для отдельной отчётности юридических лиц. Однако, для этого не обязательно принимать отдельный закон. Более эффективным будет установить единым законом применение МСФО для консолидированной отчётности, и применение национальных стандартов (отличных от МСФО) для отдельной отчётности юридических лиц. 5. Отдельный закон о консолидированной финансовой отчётности не имеет смысла. Консолидация — один из частных вопросов бухгалтерского учёта. Он применяется в МСФО лишь для отражения долевых инвестиций организации, причём, лишь как один из возможных методов наряду с другими методами, такими как метод долевого участия, метод пропорциональной консолидации, метод себестоимости, метод справедливой стоимости. Отдельное внедрение МСФО только для консолидированной отчётности скорее вредно, чем полезно, так как необоснованно дробит сферу применения МСФО. Тем самым процесс переходя на МСФО может затянуться на десятилетия. 6. Составление финансовой отчётности всех юридических лиц должно регулироваться единой системой стандартов, и уже этими стандартами должны решаться вопросы, какая требуется отчётность, консолидированная, сепаратная, индивидуальная или иная.
Какая система регулирующих органов в сфере бухгалтерского учёта должна быть установлена в законе? 1. В регулировании участвуют государственные и негосударственные органы. Их количество законом не ограничено. Негосударственные органы — СРО аудиторов, бухгалтеров, пользователей и др. разрабатывают проекты стандартов по желанию, выпускают рекомендации и участвуют в различных вспомогательных мероприятиях. 2. Уполномоченный государственный орган утверждает стандарты, разъяснения стандартов, принимает программу разработки стандартов, организует их экспертизу и т.д. 3. Экспертный совет из разных представителей проводит экспертизу стандартов. 4. Другие государственные органы также разрабатывают проекты стандартов общего применения, выпускают отраслевые стандарты и разъяснения отраслевых стандартов. 5. В регулировании участвует один государственный и один негосударственный орган. Негосударственный орган по своей организации должен удовлетворять формализованным требованиям закона. Он разрабатывает проекты стандартов, которые государственный орган либо отклоняет, либо одобряет. Порядок разрешения противоречий специально прописывается в законе. Государственный орган не должен совмещать функцию регулирования бухгалтерского учёта с другими потенциально конфликтными функциями, в частности, функциями налогообложения. 6. Негосударственных органов регулирования может быть несколько. Им предоставлено право разработки нормативных документов. Государственный регулирующий орган должен быть только один. Только ему предоставлено право утверждения нормативных актов по процедуре, прописанной в законе. Экспертный совет из разных представителей проводит экспертизу стандартов перед их утверждением по процедуре, прописанной в законе. Государственный орган не должен совмещать функцию регулирования бухгалтерского учёта с другими потенциально конфликтными функциями, в частности, функциями налогообложения. 7. Регулирование осуществляется только государственными органами. Их количество законом не ограничено. Один из государственных органов (основной) разрабатывает и принимает нормативные документы общего применения. Другие государственные органы в зависимости от своего профиля разрабатывают и принимают нормативные документы отраслевой направленности или для специальных целей.
Какая система подзаконных регулирующих документов в сфере бухгалтерского учёта должна быть установлена в законе? 1. Регулирование должно осуществляться с помощью Положений по бухгалтерскому учёту, Методических рекомендаций по бухгалтерскому учёту, Плана счетов бухгалтерского учёта, Инструкции по его применению и других нормативно-правовых актов в сфере бухгалтерского учёта, выпущенных уполномоченными государственными органами. 2. Регулирование должно осуществляться с помощью набора национальных стандартов, разъяснений национальных стандартов, отраслевых стандартов, разъяснений отраслевых стандартов, рекомендаций, стандартов субъекта, а также нормативных документов, принятых до вступления в силу закона и не противоречащих закону. 3. Регулирование должно осуществляться с помощью единого набора национальных стандартов, построенных с целью реализации требований МСФО. 4. Регулирование должно осуществляться непосредственно с помощью МСФО,официально переведённых на русский язык.
Каким образом должна быть обеспечена система исполнения нормативных требований в законе о бухгалтерском учёте или иных законах? 1. Исполнение законодательства о бухгалтерском учёте уже достаточно обеспечено самим имеющимся законодательством. Никаких новых специальных положений по этому поводу вводить не требуется. 2. Необходимо чётко формализовать ответственность юридического лица за выпускаемую финансовую отчётность, и прежде всего гражданско-правовую ответственность перед пользователем. Наступление ответственности не должно зависеть от факта вступления пострадавшего пользователя в хозяйственные отношения с отчитывающимся лицом. Соответствующие нормы можно прописать в законе о бухгалтерском учёте, но можно вместо этого внести поправки в гражданский кодекс или в другой федеральный закон. Вопрос места прописки норм не играет роли. 3. Законом о бухгалтерском учёте необходимо установить требования к юридическим лицам по организации внутреннего контроля в организациях, установить квалификационные требования к бухгалтерским работникам, установить правила разделения персональной ответственности между руководителем и главным бухгалтером, предусмотреть значимые административные санкции за несоблюдение бухгалтерского законодательства юридическими лицами. 4. Необходимо установить значимые административные санкции для отчитывающихся юридических лиц, а также для физических лиц, ответственных за организацию ведения бухгалтерского учёта. Необходимо образовать государственный контрольный орган, который будет проверять исполнение бухгалтерского законодательства.
Нужно ли нормативно устанавливать минимальные квалификационные требования к лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учёта в экономических субъектах? 1. Нормативно устанавливать минимальные квалификационные требования к бухгалтерам нельзя. Это похоронит конкуренцию на рынке образовательных услуг в сфере бухучёта и приведёт к общему снижению уровня подготовки бухгалтеров, как уже случалось при попытке введения в начале 2000 гг обязательного аттестата бухгалтера. Руководство организации может самостоятельно решать вопросы касающиеся квалификации своих сотрудников. 2. В законе нужно установить необходимость минимальных квалификационных требований для бухгалтеров организаций, выпускающих ценные бумаги для открытого обращения. Установление самих требований, как и установление порядка определения их соблюдения поручить Правительству (для реального сектора) и Центральному банку (для кредитных организаций). 3. В законе нужно установить необходимость минимальных квалификационных требований для всех лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учёта в организациях. Установление самих требований, как и установление порядка определения их соблюдения поручить Правительству (для реального сектора) и Центральному банку (для кредитных организаций). 4. Нужно непосредственно в законе установить минимальные квалификационные требования для всех лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учёта в организациях, включая проведение обязательной аттестации, минимальную долю аттестованных работников, и иные необходимые требования 27.10.2010, 14:22 | 8673 просмотров | 2757 загрузок Категории: Аналитика БМЦ |