Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность»

 

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Приложение № 1

к Протоколу №1 заседания ОК НКО №1 от 2018-02-12 

Разработан

                                                      Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

ПРОЕКТ

По результатам заседания ОК НКО №1 от 2018-02-12

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


«Некоммерческая деятельность»
 

 

I. Общие положения 

1.1. Настоящий Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета, формированию информации об объектах бухгалтерского учета, формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями.

1.2. В целях Настоящего Стандарта под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, созданные по законодательству Российской Федерации в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами.

1.3. Филиалы и представительства иностранных некоммерческих организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Настоящим Стандартом.

1.4. Настоящий стандарт не применяется организациями государственного сектора.

1.5. Настоящий Стандарт может не применяться некоммерческими организациями, использующими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

1.6. Настоящий  Стандарт применяется совместно с иными ФСБУ и другими документами в области регулирования бухгалтерского учета и определяет  специальные для некоммерческих организаций (дополнительные) правила (способы) ведения бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями.

 

II. Термины и определения

2.1. Организация - юридическое лицо, созданное по законодательству Российской Федерации в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами (некоммерческая организация), а также филиал (представительство) иностранной некоммерческой организации, использующий настоящий стандарт.

2.2. Денежные средства - денежные средства в валюте Российской Федерации ("традиционные денежны средства"), валюты иностранных государств, а также криптовалюты, бонусы, баллы программ лояльности и т.п. имущественные объекты, которые могут с определенными ограничениями являться средством платежа и, таким образом, являются ограниченным в обращении эквивалентом традиционных денежных средств.

8. Термины , определения которым даны в других нормативно-правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативно-правовых актах.

Резюме по пп.2-5: – удалить, п.1 – переписать по аналогии с ФСБУ «Запасы» или «Основные средства».

9. В настоящем Стандарте используются дополнительные термины в указанных ниже значениях.

Некоммерческая организация (НКО) - организация, которая обладает следующими характеристиками:

а) основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

б) полученная прибыль не распределяется между учредителями;

в) получение в форме взносов значительных объемов ресурсов от ресурсодателей, которые не ожидают соразмерного или пропорционального денежного возмещения;

г) отсутствие долей участия в капитале.

Полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для:

а) использования организацией самостоятельно или совместно с другими активами в соответствии с целями создания организации либо для управленческих нужд, не обязательно обеспечивая при этом поступление денежных средств (эквивалентов денежных средств);

б) обмена на другие активы;

в) погашения обязательств, принятых организацией.

Актив - имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее организации и (или) находящееся в ее пользовании, контролируемое организацией в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом – право организации использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности и возможность исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

Ограничения по передаче активов – положения, ограничивающие или указывающие цели, в которых может быть использован передаваемый актив, но не предусматривающие возврата в обязательном порядке будущих экономических выгод или возможности полезного использования передающему актив лицу в случае неиспользования его по назначению.

Условия передачи активов – условия, согласно которым будущие экономические выгоды или возможность полезного использования, заложенные в активе, должны быть потреблены получателем оговоренным образом или возвращены лицу, передавшему активы.

Условия  использования передаваемых активов – положения законодательства или нормативных документов или соглашение, имеющее обязательную силу, которые вводятся в действие при использовании переданного актива организациями, являющимися внешними по отношению к отчитывающейся организации.

Обязательство - задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

Чистые активы - разница между активами и обязательствами организации на определенную дату. Имущество, которым организация не отвечает по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается. Чистые активы могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).

Доход - увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с взносами собственником (учредителем).

Расход- снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем).

Обменные операции – операции, в которых одна организация получает активы, услуги или освобождение от своих обязательств и передает в обмен другой организации активы, услуги или освобождает от обязательств другую организацию примерно равной стоимости.

Необменные операции – операции, не являющиеся обменными. Операции, в которых организация получает активы, услуги или освобождение от своих обязательств без непосредственного предоставления в обмен другой организации активов, услуг или освобождения другой организации от обязательств примерно равной стоимости.

Справедливая стоимость – сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами.

Выручка - валовое поступление экономических выгод или возможности полезного использования, полученных или подлежащих получению организацией, представляющее собой увеличение чистых активов, за исключением такого увеличения в результате взносов собственников.

Имущество, полученное безвозмездно – это материальные активы, безвозмездно передаваемые организации при проведении необменной операции, на которые могут налагаться определенные условия использования.

Взносы учредителей – будущие экономические выгоды, полученные от третьих сторон, не приводящие к возникновению обязательств организации и формирующие долю участия в чистых активах организации, которая:

(а) дает право на выплаты, распределяемые организацией, как (i) будущие экономические выгоды или возможность полезного использования на протяжении ее существования по усмотрению учредителей или их представителей, так и (ii) любое превышение активов над обязательствами в случае ликвидации организации; и/или

(б) может быть продана, обменена, передана или выкуплена.

Резюме по п.9: данный пункт написать заново: на основе текста, а не «в отрыве». Дается общее определение «обязательства», но при этом термина «обязательства по обменным операциям», который используется в тексте, который является новым и который не понятнее из «доктринальных» источников – ему определение не дается. Это пример того как не должен быть сформулирован данный пункт.

Тоже касается терминов «накопленный профицит», «накопленный дефицит», «резервы», «чистые активы без ограничений», «чистые активы с ограничениями», «текущая часть обязательств по обменным операциям», «суммы к получению по обменным операциям», «суммы к получению по необменным операциям».

 

III. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации  состоит из:

(а) бухгалтерского баланса;

(б) отчета о целевом использовании средств;

(в) приложений к ним.

3.2. Состав показателей и ряд пунктов привести по аналогии с ПБУ 4/99???

Рекомендованные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств приведены в ****. Организации самостоятельно определяют состав и детализацию показателей отчетов.

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться, если такое представление уместно для понимания финансового положения организации.

3.3. Организация вправе использовать форму Отчета о целевом использовании средств основанную, либо на классификации расходов по их характеру, либо на классификации расходов по их назначению в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает более надежную и уместную информацию.

3.4. При использовании в Отчете о целевом использовании средств классификации расходов по их назначению, организация самостоятельно определяет, какие программы (направления работы) должны быть показаны в отчете отдельными строками исходя из их социальной и иной значимости а также затрат, понесенных организацией на выполнение этих программ. 

3.5. При составлении Отчета о целевом использовании средств к управленческим и административным расходам относятся следующие расходы:

- высшего единоличного органа управления организацией;

- высших коллегиальных органов управления (как постоянно действующих, так и собираемых периодически);

- на бухгалтерское обслуживание;

- на аудит;

- на ведение кадрового делопроизводства;

- иные расходы, которые организация относит к управленческим и административным.

При формировании расходов учитываются все статьи затрат, включая оплату труда соответствующих сотрудников, расходы на их командировки и деловые поездки, приобретение оборудования, основных средств, использованные материалы, запасы и т.п. понесенные в целях организации работы соответствующих органов управления и(или) структур. Вышеперечисленные расходы должны учитываться с учетом принципов рациональности и существенности одним из следующих методов:

- метод прямых затрат

- метод выделенных бюджетов (кост центров)

- метод пропорциональных затрат

- другие методы, которые организация сочтет наиболее точно отражающими характер и размер произведенных расходов

Организации вправе комбинировать методы учета, но для однотипных расходов должен использоваться один метод.

3.6. В некоммерческих организациях сотрудникам свойственно выполнять несколько функций, включая программные (проектные) и управленческие (административные). Организация вправе пропорционально разделить затраты на содержание и обеспечение работы таких сотрудников на программные и управленческие (административные).

3.7. Принципы формирования и состав расходов, относимых к управленческим и административным, подлежат раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

3.8. Кроме того, к управленческим и административным расходам относятся также расходы, связанные с обеспечением деятельности этих подразделений (сотрудников), например соответствующая часть расходов на аренду помещений, оплату коммунальных услуг, услуг связи, доступа в интернет и т.д.

3.9. При распределении, указанных в п.3.8 расходов на управленческо-административные и программные организация самостоятельно определяет используемые подходы (фактически занимаемая площадь помещений, доля в общем количестве сотрудников и др). Информация о выбранных подходах подлежит раскрытию в приложениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании.

3.10.  В приложениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств организации раскрывают, с учетом критерия существенности, следующие показатели и информацию:

(а) структура поступлений и доходов от необменных операций. Примерный состав показателей:

- пожертвования юридических лиц в виде денежных средств (включая валюту)

- пожертвования физических лиц в виде денежных средств (включая валюту)

- имущество, имущественные права, полученные в порядке наследования

- субсидии и аналогичные средства из бюджетной системы

- президентские гранты и иные аналогичные формы безвозмездной государственной поддержки

- пожертвования в натуральной форме

- членские, вступительные и аналогичные взносы

- поступления от собственников, созданным им учреждениям

- целевые поступления обусловленные требованиями законодательства, коллективными договорами

- поступления от аффилированных НКО

- прибыль (после уплаты налогов) отнесенная на увеличение целевых средств

- доходы от размещения целевого капитала

- денежные средства и иное имущество, возвращенное получателями целевого финансирования

- прочие поступления от необменных операций.

(б) структура целевых средств, поступивших в результате обменных операций.

(в) основные источники поступления целевых средств, если раскрытие такой информации разрешено донорами и не нарушает требования законодательства, включая законодательство о защите персональных данных

(г) характер и структура ограничений, наложенных на использование целевых средств

(д) полученные организацией льготы по обязательствам перед бюджетами и/или организациями государственного сектора в связи с осуществлением уставной некоммерческой деятельности в качественном и стоимостном выражении, либо только в качественном, если надежная стоимостная оценка невозможна, либо затраты на ее получение превышают потенциальную ценность данной информации для пользователей отчетности

(е) структура и характер изменений в фондах, сформированных в чистых активах (резервный, переоценки и другие).

3.11. В случае существенности показателя выручки по обменным и прочим операциям, организация в приложениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств должна представить детализацию общих сумм выручки и расходов по обменным и прочим операциям, данные о прибыли до налогообложения и данные о чистой прибыли по обменным и прочим операциям.

3.12. Организация может раскрывать в приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию о движении денежных средств в соответствии с требованиями стандарта по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств».

 

 

IV. Признание выручки (Необменные операции ?)

19. Организация признает актив, возникающий в результате необменной операции, в момент, когда она получает контроль над ресурсами, отвечающими определению актива и критериям признания.

20. Поступление ресурсов от необменных операций, за исключением безвозмездного предоставления работ и/или услуг, отвечающее определению актива, должно признаваться в качестве актива при одновременном выполнении следующих условий:

(а) в результате использования данных ресурсов существует уверенность в получении организацией будущих экономических выгод или возможности полезного их использования; и

(б) справедливая стоимость актива может быть надежно определена.

21. Если актив приобретается путем совершения операции, имеющей обменный и необменный компоненты, организация разделяет признание обменного и необменного компонента. В случаях, когда разделение на компоненты невозможно, операция целиком рассматривается как необменная.

22. Актив, приобретенный путем совершения необменной операции, должен быть первоначально оценен по справедливой стоимости на дату приобретения.

23. Поступление ресурсов в результате совершения необменной операции, признанное в качестве актива, должно признаваться в качестве выручки в той мере, в какой объем поступающих ресурсов превышает размер обязательства, признаваемого в отношении этого поступления.

24. По мере того, как организация исполняет обязанность, признанную в качестве обязательства в отношении поступления ресурсов в результате проведения признанной в качестве актива необменной операции, она должна уменьшить балансовую стоимость признанного обязательства и признать сумму выручки, равную этому снижению.

25. Выручка от необменных операций должна оцениваться в сумме увеличения чистых активов, признанных организацией.

Если организация признает актив в качестве результата совершения необменной операции, она также признает и выручку, эквивалентную сумме актива, оцениваемого в соответствии с параграфом 22, если только помимо этого не требуется признание обязательства. При необходимости признания обязательства, оно будет оцениваться в соответствии с требованиями параграфа 28, и увеличение в чистых активах, если таковое имеется, должно признаваться в качестве выручки.

26. Обязательство, возникающее в результате проведения необменной операции, признается в бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном выполнении следующих условий:

(а) вероятно, что для исполнения обязательства потребуется выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды или возможность полезного использования; и

(б) сумма обязательства может быть достоверно оценена.

27. Условия, налагаемые на передаваемый актив, приводят к возникновению обязательства при первоначальном признании в соответствии с параграфом 26.

28. Сумма, признаваемая в качестве обязательства, при первоначальном признании должна представлять собой наилучшую оценку той суммы, которая необходима для его выполнения.

29. Имущество, полученное безвозмездно, признается в качестве актива, в момент получения контроля над ним. Выручка признается одновременно с признанием актива. Если существуют условия предоставления имущества, то одновременно признается обязательство. По мере выполнения условий обязательство уменьшается и, соответственно, признается выручка.

30. При первоначальном признании имущество, полученное безвозмездно, оценивается по справедливой стоимости на дату признания.

31. Организация может, но не обязана, признавать безвозмездно полученные работы и/или услуги в качестве выручки и актива.

32. Организация должна раскрывать либо в бухгалтерской отчетности, либо в Приложениях к ней следующую информацию:

(а) сумму выручки от необменных операций, признанную за отчетный период;

(б) сумму к получению, признаваемую в отношении выручки от необменной операции;

(в) сумму обязательств, признанных в отношении передаваемых активов, на которые наложены определенные условия;

 (г) сумму признанных активов, на которые наложены ограничения, и характер этих ограничений;

(д) наличие и суммы любых авансовых поступлений от необменных операций; и

(е) сумму прощеных финансовых обязательств.

33. В Приложениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна раскрывать следующую информацию:

(а) учетную политику, принятую для признания выручки от необменных операций;

(б) по основным категориям выручки от необменных операций – основу оценки справедливой стоимости поступающих ресурсов; 

34. Выручка от обменных операций оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого к получению вознаграждения с учетом любых скидок, предоставляемых передающей стороной.

 

 

V. Основные средства

VI. Обесценение финансовых и нефинансовых активов

VII. Нематериальные активы

VIII. Запасы

 IX. Аренда 

X. Резервы, условные обязательства и условные активы 

XI. Затраты по займам

 XII. Договоры на строительство 

                 XIII. Вознаграждения работникам 

XIV. Финансовые инструменты 

XV.  Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность

 

XVI.  Целевое финансирование: поступление, расходование, учет

«Признание», «Первоначальная оценка», «Последующая оценка», «Прекращение признания».

16.10.   [Этот пункт может уйти в раздел «Термины и Определения» Надо описать 2 ситуации: ЦФ от организации к организации – сделано; ЦФ от физ.лица к организации - сделано. ЦФ от организации к физ.лицу – ниже в другом пункте] Целевое финансирование (целевые средства) от необменных операций это безусловная передача денежных средств или других активов в пользу организации либо погашение или отмена ее обязательств на добровольной безвозмездной основе другой организацией (физическим лицом), не являющейся собственником и/или аффилированным и/или зависимым лицом. Для признания, целевое финансирование (ЦФ) также должно удовлетворять всем нижеследующим требованиям:

- нет встречного представления либо оно несоизмеримо предоставляемому целевому финансированию (возмещение, получаемое ресурсодателем (если таковое предусмотрено), второстепенно по отношению к потенциальным общественным выгодам, имеет значительно более низкую стоимость и не дает каких-либо прав или привилегий соразмерной стоимости);

- безвозвратное и безвозмездное;

- является добровольным для ресурсодателя;

- предоставлено на некоммерческую уставную деятельность.

 [под такое определение не попадают некоторые типы субсидий и грантов (например, гранты РГО), которые предоставляются на создание коммерческих продуктов, не подпадают также благотворительные аукционы, ярмарки, часть операций краудфандинга и т.д. см. пункт 16.180. ]

16.10.1. Возможность использования целевого финансирования (активов, предоставленных в порядке целевого финансирования) может быть ограничена, например, конкретным проектом / темой / направлением / видами расходов и т.п.

16.10.2. Если организация в силу ограничений, наложенных донором (ресурсодателем), обязана передать предоставленные ей активы, оказать услуги или совершить иные действия в интересах определенного донором конечного бенефициара (регрантинг), то для признания полученных активов целевым финансированием, а равно и для признания передачи таких активов использованием целевого финансирования помимо требований, указанных выше, должны выполняться следующие дополнительные условия:

- конечный бенефициар, определенный ресурсодателем, не должен являться лицом аффилированным или зависимым от ресурсодателя;

- конечный бенефициар, определенный ресурсодателем, не должен являться лицом аффилированным или зависимым от лица, осуществляющего поставки товаров, выполняющего работы, оказывающего услуги или осуществляющего иные хозяйственные операции в интересах ресурсодателя [комментарий: это для операций из серии: прочитал бесплатную лекцию, а после получил от организаторов крупное пожертвование в свой избирательный фонд. Или: оказал контрагенту услугу, а вместо оплаты контрагент оплатил пожертвованием через фонд дорогую операцию жене/теще/кошке и все, естественно без налогов… Очень хочется как-то исключить подобные операции, но не слишком ли? Особенно учитывая, что у фонда в этой конструкции очень ограниченные возможности проверить реальную хозяйственную сущность операции];

- хозяйственная операция между конечным бенефициаром и ресурсодателем как если бы она осуществлялась напрямую без участия организации не должна быть обменной операцией.

Организация, осуществляющая регрантинг, должна проявить разумную осмотрительность при оценке намерений ресурсодателя и/или конечного бенефициара.

16.20. Безвозмездное предоставление товаров, услуг, освобождение от долга, и аналогичные операции, не предусматривающие движение денежных средств, могут признаваться как ЦФ от необменных операций (ЦФ в натуральной форме), если удовлетворяют критериям, указанным выше, а их стоимость может быть надежно оценена. Условия и порядок признания, а также условия и порядок отражения использования ЦФ, предоставленного в натуральной форме, раскрываются в учетной политике организации. Информация о целевом финансировании, полученном в натуральной форме раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Валютные средства, криптовалюты, электронные деньги, бонусы программ лояльности и иные объекты, которые могут быть использованы организацией в качестве средств расчета, пусть даже имеющих ограниченное хождение, рассматриваются как аналоги денежных средств, а не как товары или имущество и, соответственно, не являются ЦФ в натуральной форме. В тоже время, если обмен данных активов на денежные средства невозможен, то такие активы должны рассматриваться как целевые средства ограниченные в использовании.

16.30. ЦФ учитывается в разрезе источников предоставления. Целевые средства имеющие ограничения использования, установленные донором и/или решениями руководящих органов НКО и/или уполномоченными органами государственной власти, иными структурами, признаваемыми некоммерческой организацией правомочными на принятие таких решений и/или характером предоставленных ЦФ (например, безвозмездные услуги определенного назначения), учитываются обособленно.

Ограничениями использования считаются такие ограничения, которые организация не может изменить решением своего постоянно действующего (единоличного) исполнительного органа.

16.40. Целевые средства, для которых установлен приоритетный порядок использования могут считаться как ограниченными (временно ограниченными) в использовании, так и не ограниченными в зависимости от установленного приоритетного порядка, сроков использования ЦФ в соответствии с пунктами приоритетного порядка, иными факторами.

[Это пункт о ситуациях, когда фонд получает средства на лечение конкретного ребенка с пометкой, что эти средства могут быть использованы на иные уставные цели, если этому ребенку уже будут не нужны]

16.50. Установление / снятие ограничений по использованию ЦФ отражается в отчетности организации и подлежит раскрытию в Пояснениях к бухгалтерской отчетности.

16.60. Организации вправе использовать дополнительные группировки, разрезы, аналитику при отображении в учёте операций, связанных с целевым финансированием (активами, предоставленными в порядке целевого финансирования).

16.70. Организация должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий ее деятельности и величины организации (требование рациональности).

Сходные по целям и ограничениям использования источники ЦФ могут признаваться, учитываться и показываться в отчетах консолидировано.

Организация вправе не отражать обособленно несущественные факты поступления целевого финансирования при условии расходования целевого финансирования в соответствии с указаниями доноров. Принятый уровень существенности должен быть указан в учётной политике организации и раскрыт в Пояснениях к бухгалтерской отчётности.

16.80. Признание целевого финансирования происходит по факту поступления активов (имущества, прав и т.д.), либо при одновременном соблюдении следующих условий:

- имеются чёткие договоренности о предоставлении целевого финансирования, зафиксированные в письменной форме, с указанием, как минимум, следующих существенных условий: стоимость предоставляемого целевого финансирования, сроки предоставления целевого финансирования, форма предоставления целевого финансирования;

- есть достаточные основания предполагать, что договорённости будут выполнены в указанные в сроки;

- предоставление целевого финансирования не обусловлено событиями, находящимися за пределами разумного контроля со стороны организации;

- предоставление целевого финансирования не обусловлено выполнением организацией дополнительных действий, включая предоставление отчётов, информации, подтверждений иного рода и т.д.

Информация о начисленном, но не полученном к отчетной дате целевом финансировании, должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности.

16.80.1. Если поступление целевого финансирования (например, государственных субсидий) зависит от выполнения набора условий, которые организация должна выполнить, в состоянии выполнить и намерена это сделать, то такие средства признаются как ожидаемые к получению целевые средства (доходы будущих периодов) и учитываются отдельно от других целевых и иных средств.  Доходы будущих периодов признаются целевым финансированием по мере их фактического поступления (после выполнения соответствующих условий). Использование (будущего) целевого финансирования, учтенного в качестве доходов будущих периодов, допускается только если прямо разрешено донором.

16.80.2. Операции по получению целевого финансирования в связи с предоставлением жертвователю третьей стороной встречного представления учитываются как независимые события, одно из которых – это признание целевого финансирования.

16.90.1. Продажа, мена, иная возмездная передача активов, полученных в порядке целевого финансирования в натуральной форме, признается как корректировка (в большую или меньшую сторону) признанного размера ЦФ с одновременным установлением / снятием ограничений на использование ЦФ, если это необходимо.

16.90.2. Продажа, мена, иная возмездная передача активов, приобретенных за счет целевого финансирования, признается изменением вещественной формы целевого финансирования и может сопровождаться установлением / снятием ограничений на использование активов, получаемых в результате продажи, мены и т.п., если это необходимо. Поступление средств, полученных в порядке операций, указанных в настоящем пункте, признается как поступление ЦФ, если при признании вышеуказанных активов был признан расход целевого финансирования.

16.100. Если несколько некоммерческих организация заключили соглашение, определяющее порядок распределения не ограниченных в использовании целевых средств (пожертвований), полученных одной из этих организаций (организация - донор), каждое аффилированное лицо учитывает (признает) свою долю (целевых средств) пожертвований полученных этой организацией, рассчитанную в соответствии с этим соглашением. Для каждой из организаций, признающих свою долю полученных целевых средств, должны выполняться условия признания целевого финансирования. При этом организация - донор признает всю сумму поступившего целевого финансирования частью как ограниченное, частью как неограниченное в использовании (если в соответствии с соглашением имеет право на эту часть), а передачу этих средств другим НКО в рамках соглашения, как использование ограниченных в использовании целевых средств.

Если одна некоммерческая организация собирает целевые средства под условие их передачи другой некоммерческой организации, то обе стороны признают полученные средства в качестве целевых при выполнении условий признания. При этом для некоммерческой организации, собирающей средства, они будут целевым финансированием ограниченным в использовании а передача данных средств - формой их использования.

Данные операции следует отличать от агентских операций по оказанию услуг по организации сбора пожертвований (целевого финансирования), при которых организатор сбора не аккумулирует на своих счета собранные целевые средства, либо временно аккумулирует их исключительно в силу особенностей используемой технологии сбора целевых средств. Средства, временно аккумулированные на счетах организатора сбора признаются некоммерческой организацией - получателем как средства в пути (или в расчетах).

16.110. Целевое финансирование учитывается на счетах бухгалтерского учета обособленно.

16.150. Сумма чистой прибыли / убытка от приносящей доход деятельности некоммерческой организации относится на увеличение / уменьшение остатков целевого финансирования в том периоде, когда завершено формирование финансового результата по приносящей доход деятельности либо заключительными оборотами отчетного периода.

16.160. Сумма чистой прибыли / убытка, не связанного с использованием ЦФ и/или приносящей доход деятельностью, относятся на увеличение/уменьшение ЦФ заключительными оборотами отчетного периода.

(Комментарий: здесь имеются в виду доходы/расходы от курсовых переоценок, процентные доходы, результаты выбытия ОС и т.п.)

16.180. [Этот пункт может уйти в раздел «Термины и Определения» - это о благотворительных аукционах, ярмарках, краудфандинге и т.п.] Организация может получать целевые средства как ограниченные, так и не ограниченные в использовании в результате обменных операций, если для покупателя (донора) существенную роль в принятии решения о покупке имел благотворительный характер данной обменной операции (дальнейшее некоммерческое (благотворительное) использование средств, полученных организацией в рамках обменной операции). Такие поступления подлежат обособленному учету [и могут иначе рассматриваться в рамках налогового учета]. Для признания, целевое финансирование (ЦФ), полученное в порядке обменных операций, должно удовлетворять всем нижеследующим требованиям:

- возмещение, получаемое ресурсодателем, имеет значительно более низкую стоимость и не дает каких-либо прав или привилегий соразмерной стоимости;

- решение ресурсодателя очевидно обусловлено потенциальными общественными выгодами от дальнейшего (некоммерческого, благотворительного) использования предоставляемых им средств (активов);

- безвозвратное;

- является добровольным для ресурсодателя.

Расходы. (Прекращение признания)

16.300. Расходование ЦФ признается путем дебетования счета, на котором учитывается ЦФ. Организации проводят признание расходов ЦФ не реже чем ежемесячно при наличии соответствующих хозяйственных операций.

16.310. По согласованию с донором предоставленное им ЦФ может использоваться для покрытия уже состоявшихся расходов. Руководящие органы НКО могут принять решение об использовании конкретного источника ЦФ на покрытие уже состоявшихся расходов, если это не противоречит воле донора.

16.320. Расходование ЦФ, полученного в натуральной форме, обычно признается в сумме, равной признанию соответствующего ЦФ. Если фактическое расходование ЦФ отличается от признанного в учете размера ЦФ, то признанный размер ЦФ подлежит корректировке либо должны быть проведены иные корректировочные процедуры с целью обнуления сальдо по операциям с ЦФ, предоставленным в натуральной форме.

16.330. Ресурсодатель отражает операции по предоставлению целевого финансирования в зависимости от источника финансирования, например как расходование целевого финансирования, полученного самим ресурсодателем (если это не противоречит воле донора), либо как использование прибыли ресурсодателя или иным способом, наилучшим образом отражающим сущность и характер проводимой хозяйственной операции.

16.340. Для ресурсодателя передача активов является предоставлением целевого финансирования, если это безусловная передача денежных средств или прочих активов в пользу бенефициара либо погашение или отмена на добровольной безвозмездной основе обязательств бенефициара и одновременно выполняются следующие условия:

- нет встречного представления либо оно несоизмеримо предоставляемому целевому финансированию (возмещение, получаемое ресурсодателем (если таковое предусмотрено), второстепенно по отношению к потенциальным общественным выгодам, имеет значительно более низкую стоимость и не дает каких-либо прав или привилегий соразмерной стоимости);

- безвозвратное и безвозмездное;

- бенефициар не является аффилированным с ресурсодателем или зависимым от него лицом, ресурсодатель не является зависимым от бенефициара;

- бенефициар, не является лицом аффилированным или зависимым от лица, осуществляющего поставки товаров, выполняющего работы, оказывающего услуги или осуществляющего иные хозяйственные операции в интересах ресурсодателя;

- является добровольным для ресурсодателя;

- предоставлено на некоммерческую уставную деятельность организации или на личные нужды бенефициара – физического лица.

XVII. Учет безвозмездного поступления товаров / работ / услуг

XVIII. Расчеты с добровольцами и волонтерами

XIX. Состав и порядок заполнения приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств

100. Приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности должны:

(a) представлять информацию о методах подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и об используемой учетной политике;

(b) раскрывать информацию, требуемую настоящим Стандартом и иными нормативно правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и не представленную непосредственно в Бухгалтерском балансе или Отчете о целевом использовании средств;

(c) обеспечивать дополнительную информацию, не представленную непосредственно в Бухгалтерском балансе или Отчете о целевом использовании средств, но актуальную для понимания любого из указанных отчетов.

101. Приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в той степени, в какой это возможно, должны представляться в упорядоченном виде. Каждая статья в Бухгалтерском балансе и Отчете о целевом использовании средств должна содержать перекрестную ссылку на любую относящуюся к ней информацию в Примечаниях.

 

XX.  

 

 


16.05.2018, 15:16 | 935 просмотров | 240 загрузок | 0 комментариев

Категории: Проекты БМЦ, Проект ФСБУ "Некоммерческая деятельность"


Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.