Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учёту, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт — создание документированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц
(далее — экономические субъекты):
Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учёта активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операций, изменяющих указанные активы и обязательства.
Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учёта имущества, переданного ему в доверительное управление, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учёта общего имущества товарищей.
Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учёта в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчётности для внутренних целей, отчётности, представляемой кредитной организации в соответствии с её требованиями, а также отчётности для иных целей, если в законодательстве Российской Федерации и принятых в соответствии с ним правилах составления такой отчётности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Используемые в настоящем Федеральном законе и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются для целей бухгалтерского учёта в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта являются:
Иные объекты подлежат бухгалтерскому учёту в случае, если это установлено национальными стандартами.
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
Бухгалтерский учёт ведётся непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта, индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой.
Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учёта на себя.
В экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), а также в страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, должны отвечать следующим требованиям:
Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, могут устанавливаться другими федеральными законами. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно соответствовать указанным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно иметь не менее одного отвечающего указанным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.
Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.
В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учёта между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта:
Совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая экономическим субъектом, составляет его учётную политику.
Экономический субъект самостоятельно формируют свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, национальными и отраслевыми стандартами.
При формировании учётной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта избирается способ ведения бухгалтерского учёта из способов, допускаемых национальными стандартами.
В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта национальными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учёта, то такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, национальными и (или) отраслевыми стандартами.
Учётная политика должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учётной политики может производиться при:
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчётности за ряд лет изменение учётной политики производится с начала отчётного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом.
Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
Первичный учётный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, — непосредственно после его окончания.
Формы первичных учётных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы первичных учётных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов (далее — организации бюджетной сферы) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Первичный учётный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено предоставление первичного учётного документа другому лицу или государственному органу на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или органа изготавливать на бумажном носителе копии первичного учётного документа, составленного в виде электронного документа.
В первичном учётном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта. Исправление в первичном учётном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учётные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учёта.
Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта.
Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт ведётся посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, если иное не установлено национальными стандартами.
Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учёта являются:
Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы регистров бухгалтерского учёта для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено предоставление регистра бухгалтерского учёта другому лицу или государственному органу на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или органа изготавливать на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учёта, составленного в виде электронного документа.
В регистре бухгалтерского учёта не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учёта должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение регистра, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учёта, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учёта.
Активы и обязательства подлежат инвентаризации.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств. Обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств устанавливается законодательством Российской Федерации, национальными и отраслевыми стандартами.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Объекты бухгалтерского учёта подлежат денежному измерению.
Денежное измерение объектов бухгалтерского учёта производится в валюте Российской Федерации.
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учёта, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется экономический субъектом, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный год.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный период меньше отчётного года.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна включать показатели деятельности всех подразделений, включая филиалы и представительства, независимо от их местонахождения.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется в валюте Российской Федерации.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её руководителем экономического субъекта, либо индивидуальным предпринимателем, либо лицом, занимающимся частной практикой.
Утверждение и публикация бухгалтерской (финансовой) отчётности осуществляется в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчётности, такая бухгалтерская (финансовая) отчётность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением.
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Правовое регулирование консолидированной финансовой отчётности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках и приложений к ним.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации, общественного объединения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании средств и приложений к ним.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается национальными стандартами.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Первым отчётным периодом (годом) является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно.
В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчётным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно. Допускается сокращение указанного периода с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.
Отчётным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является период с 1 января по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность, включительно.
В случае, если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 января, первым отчётным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является период с даты государственной регистрации по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность, включительно.
Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность (отчётной датой), является последний календарный день отчётного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Последним отчётным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчётным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты её внесения.
Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчётность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Первым отчётным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций бюджетной сферы, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно.
Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчётность по состоянию на дату его государственной регистрации.
Первая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций бюджетной сферы (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчётности организации бюджетной сферы, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Отчётным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчётности органу государственной статистики по месту государственной регистрации.
Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчётного периода.
Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчётности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также правила пользования (включая плату за пользование) государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчётность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя).
Регулирование бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии со следующими принципами:
К документам в области бухгалтерского учёта, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
Национальные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено в этих стандартах.
Национальные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
Национальные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту, включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения национальных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта принимаются с целью правильного применения национальных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учёта, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учёта, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учёта.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта применяются на добровольной основе.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта могут приниматься в отношении порядка применения национальных и (или) отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учёта, за исключением установленных национальными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учёта, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учёта, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учёта, а также порядка разработки этими лицами стандартов.
Рекомендации в области бухгалтерского учёта не должны создавать препятствия осуществлению хозяйственной деятельности.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учёта.
Стандарты экономического субъекта могут разрабатываться и утверждаться этим субъектом самостоятельно.
Порядок разработки, утверждения, учёта, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливается этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Национальные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить национальным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учёта, а также стандарты экономического субъекта не могут противоречить национальным и отраслевым стандартам.
Национальные и отраслевые стандарты, а также программа разработки национальных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учётом положений настоящего Федерального закона.
Документы для организации и ведения бухгалтерского учёта Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Государственное регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации осуществляют уполномоченный федеральный орган, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учёта.
Регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учёта и включенные в установленном порядке в соответствующие государственные реестры саморегулируемых организаций, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учёта (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учёта).
Уполномоченный федеральный орган:
Иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учёта, в пределах их компетенции:
Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта:
Для проведения экспертизы проектов национальных стандартов при уполномоченном федеральном органе образовывается совет по стандартам бухгалтерского учёта.
Совет по стандартам бухгалтерского учёта проводит экспертизу проектов национальных стандартов на предмет:
Органы государственного регулирования бухгалтерского учёта в соответствующей сфере экономической деятельности вправе направлять проекты отраслевых стандартов, поступившие им для утверждения либо ими разработанные, в совет по стандартам бухгалтерского учёта для проведения экспертизы таких проектов.
Экспертиза проектов отраслевых стандартов проводится в порядке, установленном для экспертизы проектов национальных стандартов.
В состав совета по стандартам бухгалтерского учёта входят:
Состав совета по стандартам бухгалтерского учёта утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учёта, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся уполномоченному федеральному органу субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, иными органами, которым федеральными законами предоставлено право государственного регулирования бухгалтерского учёта, научными организациями и высшими учебными заведениями.
Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учёта должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учёта или аудита.
Председатель совета по стандартам бухгалтерского учёта избирается на первом заседании совета из представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, входящих в его состав. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учёта имеет не менее двух заместителей.
Секретарем совета по стандартам бухгалтерского учёта является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.
Заседания совета по стандартам бухгалтерского учёта созываются его председателем, а при отсутствии председателя — уполномоченным на то заместителем председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета по стандартам бухгалтерского учёта.
Решения совета по стандартам бухгалтерского учёта принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.
Заседания совета по стандартам бухгалтерского учёта являются открытыми.
Информация о деятельности совета по стандартам бухгалтерского учёта должна быть открытой и общедоступной.
Положение о совете по стандартам бухгалтерского учёта утверждается уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по стандартам бухгалтерского учёта утверждается самостоятельно советом на первом заседании.
Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки национальных стандартов.
Органы государственного регулирования бухгалтерского учёта и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учёта вносят предложения по программе разработки национальных стандартов в уполномоченный федеральный орган.
Уполномоченный федеральный орган утверждает программу разработки национальных стандартов по согласованию с иными органами, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учёта.
Программа разработки национальных стандартов должна ежегодно уточняться с целью обеспечения соответствия национальных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта.
Уполномоченный федеральный орган обеспечивает доступность программы разработки национальных стандартов иным органам, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учёта, субъектам негосударственного регулирования и иным заинтересованным лицам (далее — заинтересованные лица) для ознакомления.
Правила подготовки и уточнения программы разработки национальных стандартов утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Разработчиком национального стандарта (далее — разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта.
Уведомление о разработке национального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, публикуется в печатном издании, определяемом уполномоченным федеральным органом (далее — печатное издание), и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет).
Не позднее десяти рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке национального стандарта в печатном издании разработчик публикует проект национального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет. Проект национального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети Интернет, должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на её изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учёта и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не взимается.
Со дня опубликования проекта национального стандарта в печатном издании разработчик проводит публичное обсуждение национального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем три месяца после дня опубликования проекта национального стандарта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, публикуется в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети Интернет.
В период публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик:
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.
Доработанный проект национального стандарта не позднее десяти рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети Интернет доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети Интернет, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Порядок опубликования в печатном органе документов, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Доработанный проект национального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.
Совет по стандартам бухгалтерского учёта готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта национального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании указанных в части 9 настоящей статьи документов и с учётом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.
Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учёта, в срок не более одного месяца принимает проект национального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект национального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.
Проект национального стандарта может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.
В случае, если проект национального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением указанных в части 9 настоящей статьи документов в срок не более десяти рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта национального стандарта.
Внесение изменений в национальный стандарт или его отмена, а также разработка разъяснения национального стандарта, внесение изменений в указанное разъяснение или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей.
Орган государственного регулирования бухгалтерского учёта разрабатывает национальные стандарты:
Разработка национального стандарта органами государственного регулирования бухгалтерского учёта осуществляется в порядке, установленном статьей 27 настоящего Федерального закона.
Первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчётного года.
Документы учётной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учёта, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учёта и их защиту от изменений.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта национальных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации.
Положения частей 3 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учёта.
Новая редакция федерального закона «О бухгалтерском учёте» разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее — Федеральный закон), выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учёта, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие при ведении бухгалтерского учёта экономическими субъектами и регулировании бухгалтерского учёта.
Законопроект содержит общие нормы, определяющие цели данного федерального закона и сферу его действия; основные понятия, используемые в федеральном законе; место федерального закона в законодательстве Российской Федерации. С целью защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства в законопроекте установлены единые требования к бухгалтерскому учёту.
В законопроекте переработаны и уточнены такие нормы Федерального закона, как порядок изменения учётной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учёта; состав первичной учётной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчётности и другие, а также уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
В законопроект не включены нормы Федерального закона, которые относятся к исключительной компетенции экономических субъектов и не подлежат законодательному регулированию (формы первичной учётной документации).
Вместе с тем в законопроект включены нормы, отсутствующие в Федеральном законе, но необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации. В частности, нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации и ликвидации юридических лиц; использования для целей бухгалтерского учёта электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах.
С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учёта в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учёта, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учёта, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности в регулировании.
Предусмотренная законопроектом система регулирования бухгалтерского учёта основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности. Порядок регулирования бухгалтерского учёта обеспечивает единство и непротиворечивость системы бухгалтерского учёта в Российской Федерации, учёт интересов широкого круга заинтересованных пользователей.
К полномочиям органов государственного регулирования бухгалтерского учёта отнесены, в частности, выработка государственной политики; утверждение национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учёта и их разъяснение; утверждение программы разработки национальных стандартов бухгалтерского учёта. К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта — разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учёта, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учёта.
Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учёта, совет по стандартам бухгалтерского учёта, детальная процедура разработки и утверждения национальных стандартов.
Принятие федерального закона «О бухгалтерском учёте» позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учёта, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, развитию саморегулирования, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.
Министерство финансов Российской Федерации
Проект федерального закона
О бухгалтерском учёте
(в редакции от 10 июня 2010 г.)
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Цели и предмет настоящего Федерального закона
Статья 2.
Сфера действия настоящего Федерального закона
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Статья 3.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1) бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учёта;
3) стандарт бухгалтерского учёта — документ, устанавливающий минимально-необходимые требования к бухгалтерскому учёту, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учёта;
4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учёта, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
5) национальный стандарт — стандарт бухгалтерского учёта, утвержденный уполномоченным федеральным органом;
6) отраслевой стандарт — стандарт бухгалтерского учёта, утвержденный органом государственного регулирования бухгалтерского учёта, за исключением уполномоченного федерального органа;
7) план счетов бухгалтерского учёта — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта;
8) отчётный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность;
9) руководитель экономического субъекта — должностное лицо, являющееся единоличным исполнительным органом в организации, либо ответственное за ведение дел, или управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;
10) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Статья 4.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учёту
Статья 5.
Объекты бухгалтерского учёта
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства и другие источники финансирования его деятельности;
4) доходы;
5) расходы.
Статья 6.
Обязанность ведения бухгалтерского учёта
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
2) находящийся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Статья 7.
Организация ведения бухгалтерского учёта
1) наличие высшего профессионального образования;
2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской (финансовой) отчётности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учёта и аудита, — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики.
1) данные, содержащиеся в первичном учётном документе, принимаются главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учёта отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, в бухгалтерской (финансовой) отчётности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения юридического лица на отчётную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчётный период.
Статья 8.
Учётная политика
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или избрании нового способа ведения бухгалтерского учёта, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учёта;
3) существенном изменении условий деятельности.
Статья 9.
Первичные учётные документы
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
Статья 10.
Регистры бухгалтерского учёта
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;
5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
Статья 11.
Инвентаризация активов и обязательств
Статья 12.
Денежное измерение объектов бухгалтерского учёта
Статья 13.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности
Статья 14.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности
Статья 15.
Отчётный период, отчётная дата
Статья 16.
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации юридического лица
Статья 17.
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчётности при ликвидации юридического лица
Статья 18.
Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчётности
Статья 19.
Внутренний контроль
Глава 3.
Регулирование бухгалтерского учёта
Статья 20.
Принципы регулирования бухгалтерского учёта
1) соответствие национальных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;
2) единство системы требований к бухгалтерскому учёту;
3) упрощение способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4) применение международных стандартов как основы разработки национальных и отраслевых стандартов;
5) обеспечение условий для единообразного применения национальных и отраслевых стандартов;
6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению национальных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учёта.
Статья 21.
Документы в области бухгалтерского учёта
1) национальные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учёта;
4) стандарты экономического субъекта.
1) признаки активов, обязательств, других источников финансирования деятельности экономического субъекта, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, а также порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учёту и списания их в бухгалтерском учёте;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учёта;
3) порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учёта;
4) требования к учётной политике, документам бухгалтерского учёта и документообороту в бухгалтерском учёте, инвентаризации активов и обязательств;
5) план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчётность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации юридического лица, порядок её составления и денежного измерения в ней объектов;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчётности при ликвидации юридического лица, порядок её составления и денежного измерения в ней объектов;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для субъектов малого предпринимательства.
Статья 22.
Субъекты регулирования бухгалтерского учёта
Статья 23.
Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учёта
1) утверждает в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, программу разработки национальных стандартов;
2) утверждает национальные стандарты и дает разъяснения по практике их применения;
3) организует экспертизу проектов национальных стандартов;
4) утверждает требования к оформлению проектов национальных стандартов;
5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности;
7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
1) утверждают отраслевые стандарты и дают разъяснения по практике их применения;
2) участвуют в подготовке и согласовывают программу разработки национальных стандартов;
3) участвуют в экспертизе проектов национальных стандартов;
4) участвуют совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
5) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 24.
Функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта
1) разрабатывает проекты национальных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их уполномоченному федеральному органу;
2) участвует в подготовке программы разработки национальных стандартов;
3) участвует в экспертизе проектов национальных стандартов;
4) обеспечивает соответствие проекта национального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект национального стандарта;
5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учёта;
6) обобщает практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывает предложения по их совершенствованию;
7) участвует в разработке международных стандартов.
Статья 25.
Совет по стандартам бухгалтерского учёта
1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учёте;
2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;
3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учёту;
4) обеспечения условий для единообразного применения национальных стандартов.
1) десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта и научной общественности, из которых не менее чем три члена подлежат ротации один раз в три года;
2) пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.
Статья 26.
Программа разработки национальных стандартов
Статья 27.
Разработка и утверждение национальных стандартов
1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме.
Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
2) проводит обсуждение проекта национального стандарта
и полученных в письменной форме замечаний;
3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний
с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
4) дорабатывает проект национального стандарта с учётом полученных
в письменной форме замечаний.
Статья 28.
Разработка национальных стандартов органами государственного регулирования бухгалтерского учёта
1) для организаций бюджетной сферы;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не принимает на себя обязательство разработать национальный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки национальных стандартов.
Глава 4.
Заключительные положения
Статья 29.
Хранение документов бухгалтерского учёта
Статья 30.
Особенности применения настоящего Федерального закона
Статья 31.
О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №48, ст. 5369);
2) Федеральный закон от 23 июля 1998 г. №123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №30, ст. 3619);
3) Федеральный закон от 28 марта 2002 г. №32-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №13, ст. 1179);
4) статью 9 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. №187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №1, ст. 2);
5) статью 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №1, ст. 6);
6) пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. №8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №2, ст. 160);
7) подпункт 3 пункта 2 статьи 438 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №22, ст. 2066);
8) статью 23 Федерального закона от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №27, ст. 2700);
9) статью 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №45, ст. 4635);
10) статью 32 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений
в отдельные акты Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №48, ст. 5711).
Статья 32.
Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.