Уточнены вопросы признания затрат на разрешения нематериальными активами

Уточнены вопросы признания затрат на разрешения нематериальными активами

Комитет по рекомендациям утвердил Рекомендацию Р-169/2025-КпР «Разрешения». Необходимость принятия этой Рекомендации обусловлена неоднозначностью в интерпретации критериев признания нематериальных активов, установленных ФСБУ 14/2022, применительно к затратам на получение от государства различного рода разрешений, лицензий, сертификаций и т.п.

Из-за этой неоднозначности в практике признания затрат на получение разрешений нет единства. Часть организаций признает такие затраты как нематериальные активы, другая часть относит их сразу на расходы периода, в ряде случаев затраты включаются в стоимость других активов (основных средств, запасов). Из-за отсутствия однообразия отчётности разных организаций несравнимы между собой. Рекомендация призвана унифицировать эту практику путем конкретизации критериев признания.

Рекомендация рассматривает разрешение в широком смысле, обозначая этим термином юридически оформленное право на осуществление организацией каких-либо необходимых для ее деятельности действий, полученное в рамках государственного регулирования деятельности или отдельных её аспектов. Юридическая форма и название оформляющего документа при этом не имеет значения, будь то разрешение, лицензия, сертификат, аккредитация, декларация о соответствии, аттестат, билет, ваучер, квота, одобрение, полис и т.п.

Рекомендация исходит из презумпции признания затрат на получение разрешений нематериальными активами при прочих равных условиях. В частности, подчеркивается, что наличие возможности у других лиц получить разрешение, аналогичное имеющемуся у организации, не является препятствием для признания нематериального актива. То есть, не важно, что «такая же» лицензия доступна другим – важно, что именно сама организация получила право и может им распоряжаться и получать от него выгоды.

Между тем, основное внимание Рекомендации сосредоточено на исключениях, когда критерии признания нематериального актива не соблюдаются. Рекомендации выделяет три таких исключения.

Первая ситуация, когда организация без разрешения на вид деятельности в принципе не может начать или продолжать свою деятельность как юридическое лицо. В таком случае затраты на получение разрешения по характеру ничем не отличаются от организационных расходов. Они не создают самостоятельного источника экономических выгод для организации, а обеспечивают возможность извлекать выгоды из всех без исключения активов организации, которые у неё есть или будут. Поэтому такие затраты должны признаваться организационными расходами в момент их осуществления.

Вторая ситуация, когда условия получения разрешения обеспечиваются преимущественно затратами на создание других активов. Например, лицензия на связь выдается при наличии сети станций, лицензия на образовательные услуги при наличии оборудованных классов и т.д. В этом случае затраты относятся не к нематериальным активам, а к соответствующим основным средствам и поэтому должны признаваться в стоимости последних.

Третья ситуация, когда разрешение относится к конкретным объектам (оборудованию, рабочим местам, партиям продукции). В этом случае затраты не приводят к созданию самостоятельного источника экономических выгод, а обеспечивают получение выгод от соответствующих материальных активов – основных средств или запасов, и поэтому (так же как в предыдущей ситуации) должны признаваться в стоимости этих основных средств или запасов.

Помимо указанных трех случаев особо рассмотрено разрешение на имя физического лица. Даже если речь идет о работнике или руководителе организации, затраты на такое разрешение не могут быть признаны активом организацией в принципе, поскольку контроль над активом остается у физического лица, а не у организации.

Выводы Рекомендации базируются на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

08.04.2025 | 256 просмотров