Замечания Минченко А.А. (ПАО "Полюс") к рекомендации Р-Х/2020 - ОК Нефтегаз/ОК ГДП «Аренда для разведки и добычи»

Исходя из приведенных выше определений, действующим законодательством определены понятия «участок недр» и «земельный участок», согласно которым земельные участки не относятся к участкам недр, а представляют собой отдельный объект прав.
В соответствии с Законом «О недрах», недропользователи осуществляют свою деятельность на земельном участке (ст. 53).
Соответственно, предоставление участка недр подразумевает собой предоставление земельного участка для извлечения полезных ископаемых на участке недр

 
Таким образом, совершенно некорректно отделять использование участка недр от земельного участка, так как это невозможно как физически и по смыслу ст. 53 Закона «О недрах».
 
Исходя из вышеизложенного, норма п. а) ст.3 ФСБУ 25/2018 относится к договорам аренды участков, которые связаны с разведкой и добычей.
 
 
Помимо вышеизложенного предлагаю скорректировать Решение исходя из поставленных в рекомендации задач:

1. Затраты на предоставление участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых до подтверждения КЦД признаются в учете на участках в качестве поисковых активов и в составе нематериальных активов после подтверждения КЦД при условии соблюдения соответствующих критериев признания. 

2. В случае получения в пользование от других лиц за плату активов для разведки и (или) добычи полезных ископаемых, не являющихся земельными участками (скважин, оборудования, инфраструктуры и др.), организация учитывает такие активы в порядке, предусмотренном ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды». 

3. В случае получения в пользование от других лиц за плату земельного участка для разведки и (или) добычи полезных ископаемых организация признает обязательство по оплате пользования таким участком в момент фактического получения доступа к этому участку в соответствии с критериями признания, изложенными в пункте 4 настоящей Рекомендации. 

4. Для оценки обязательства, предусмотренного п. 3 Настоящей рекомендации, организация должна оценить возможность применения норм ФСБУ 25/2018 для данного участка. Организация может также воспользоваться положениями МСФО (IFRS) 16 «Аренда» для уточнения критериев. 

Основными критериями оценки могут быть:

- указание в договоре имеется прямое указание «земельный участок предназначен для работ по оценке и добыче полезных ископаемых»;

- организация имеет право на исследование и добычу полезных ископаемых на данном участке;

- площадь земельного участка полностью или большей частью покрывает исследуемый участок недр;

- на земельном участке находятся объекты, без которых технологически и фактически невозможна разведка и добыча полезных ископаемых (ЗИФ, хвостохранилище и т.д.); 

В случаях, если соблюдения одного из перечисленных критериев организация может воспользоваться нормами п. 3 ФСБУ 25/2018 и отражать расходы по аренде данного участка в составе текущих расходов. 

5. В случае наличия неопределенностей в критериях оценки организация руководствуется подходами к отражению аренды, изложенными в ФСБУ 25/2018 и МСФО (IFRS) 16 «Аренда» с отражением соответствующего актива в форме права пользования и обязательства по аренде. 

6. В случае если земельный участок получен в пользование для разведки (поиска, оценки) полезных ископаемых до подтверждения коммерческой целесообразности добычи (КЦД), организация включает обязательство, признанное в соответствии с пунктом 3 настоящей Рекомендации, в соответствующий поисковый актив или в расход, исходя из способов учета предусмотренных п.4 или п.5 Настоящей рекомендации. 

 
На мой взгляд, предлагаемым вариантом решения мы отвечаем на поставленный в рекомендации вопрос: «какими нормативными документами следует руководствоваться арендатору в бухгалтерском учете при получении в пользование за плату участков недр, земельных участков, других активов для разведки и (или) добычи полезных ископаемых»

20.01.2020, 12:45 | 2818 просмотров | 1310 загрузок

Категории: Другие документы БМЦ