Рекомендация Р-Х/2020-КпР «Формат представления отчетности в ГИРБО» - АРХИВ 02.04.2020

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

 

ПРОЕКТ

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-КпР
«ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В ГИРБО»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 444-ФЗ внесены изменения в статью 18  «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В этой связи появились вопросы:

1)     в новых формах ФНС императивно отражены все изменения отчетности, принятые в 2019 году, в том числе те, которые обязательны только с отчетностью за 2020 год, а именно связанные с изменениями в ПБУ 18.  Соответственно, загрузить отчетность смогут только те немногие организации, которые применили новое ПБУ 18 уже для отчетности 2019 года.

2)     формы ФНС должны соответствовать действующим правилам бухгалтерского учета, а не наоборот

3)     в новых формах ФНС нет свободных строк

4)     с операторами, аккредитованными для передачи отчетности в ФНС в электронном виде, при отражении эффектов применения эффектов модифицированного ре-троспективного подхода в отчете о движении капитала: отражение эффектов от изменения УП в начальное сальдо нераспределенной прибыли без корректировки сопоставимых показателей

5)     пользователь, получивший (взявший) отчетность организации из ГИРБО, будет видеть (по-сле раскодировки?) формы или форматы

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности 

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

2) Центральный банк Российской Федерации;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

5. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.

7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.

10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы."

 

Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12 <Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности>

Государственный информационный ресурс
бухгалтерской отчетности 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее - ГИРБО) - совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее - только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее - подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее - Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России. Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту). Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее - Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона "О бухгалтерском учете", т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.  

Закон «О бухгалтерском учете» различает формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина России № 66н, и машиночитаемые электронные форматы представления отчетности, утвержденные ФНС России (см. подп.6 п.3 ст.21, п.6, 8 ст.18 в ред., действующей с 2020 года). 

О форматах, и о формах, как о разных феноменах говорится и в письме ФНС России от 25 ноября 2019 г. N ВД-4-1/24013@ «О рекомендуемых форматах и формах представления БФО», и в Информационном сообщении Минфина России от 25 декабря 2019 г. N ИС-учет-21 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»). 

И, например, для субъектов малого предпринимательства, имеющих право представлять отчетность за 2019 год на бумажном носителе, ничего не меняется – сдают по обычным формам (см. п.16 Приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/569@ «Об утверждении порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности», а также последнюю фразу в Информационном сообщении Минфина России от 25 декабря 2019 г. N ИС-учет-21 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»). 

Кроме того, согласно п.7.1 ст.13 Закона «О бухгалтерском учете» отчетность составленная в электронной форме, подлежит изготовлению на бумажном носителе, в том числе по требованию государственного органа. То есть подразумевается идентичность электронной и бумажной форм отчетности. 

31.12.2019, 13:27 | 523 просмотров | 236 загрузок

Категории: Архив БМЦ