Итоги обсуждения предложений по проекту ФСБУ «Запасы» ИПБ МР - 28.08.2016г.

Замечания

По проекту федерального стандарта бухгалтерского учета

«Запасы»

Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы» (далее – проект стандарта) подготовлен в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг., утвержденной приказом Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н, и оформлен в целом в соответствии с Требованиями к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 62н. Однако в содержательной части общих положений отсутствуют определения используемых в проекте стандарта понятий (например, балансовая стоимость активов, чистая стоимость продаж, текущая оценка запасов), что влияет на понимание отдельных положений содержательной части специальных положений проекта стандарта. 

Содержательная часть положений проекта стандарта о раскрытии информации о запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности не структурирована исходя из последовательности включения отчетов в состав отчетности. Проект стандарта не содержит также переходных положений для применения данного стандарта.

Учтено в части включения в Стандарт раздела VII (пункты 40, 41)

Ниже приведены замечания и комментарии по отдельным положениям проекта стандарта.

 

п/п

Абзац, подпункт, пункт раздела проекта

Содержание замечания (предлагаемая редакция)

Обоснование комментария

Результат обсуждения

1

2

3

4

 

1.

Подпункт «з», пункт 2, раздел Ӏ

В подпункте «з» пункта 2 указано, что к запасам относятся объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации. Однако данные объекты не относятся к  материальным нефинансовым активам (см. пункт 2 проекта стандарта) и, таким образом, не могут являться запасами. Подпункт «з» предлагается исключить.

 

Учтено. Уточнена редакция п.3

2.

Подпункт «а», пункт 3,

раздел Ӏ

В большинстве случаев, ТМЗ могут использоваться как для нужд основного производства, так и для капитального строительства. Поэтому заранее (при поступление на склад) выделить данные запасы невозможно.

Предлагается их списывать со счетов учёта запасов только после непосредственной передачи для нужд строительства и иных случаев приобретения внеоборотных активов (Д-т сч. 08  К-т сч. 10, 16,41).

 

Это не большинство случаев, а крайне редкие случаи.

При применении МСФО с этим трудностей не возникает.

Отражение инвестиций в ОС в составе запасов искажает баланс.

3.

Подпункт «б», пункт 3, раздел Ӏ

В подпункте «б» пункта 3 указано, что запасами не признаются финансовые вложения организации, предназначенные для перепродажи. Однако в пункте 2, предмет правового регулирования стандарта уже ограничен материальными нефинансовыми активами. Исключить дублирование.

 

Учтено. Уточнена редакция п.3

4.

Подпункт «в», пункт 3,  раздел Ӏ

Что имеется ввиду  «… для административных целей»? Или дать разъяснение термину административные цели», или исключить подпункт «в».

 

Учтено Термин заменен на «управленческих нужд» (абз.3 п.2).

5.

Пункт 6, раздел Ӏ

Указано, что в качестве единицы бухгалтерского учета может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа  …. Как в этом случае вести учёт движения запасов?

Предлагается оставить только номенклатурные номера.

Количественно-суммовой бухгалтерс- кий учет движения запасов вести в аналитическом разрезе по группе  невозможно, т.к. отпускают в производство конкретные наимено- вания запасов а не группы - например, такие как цветные металлы, пластмассы и т.п. В этом случае будет невозможно провести качественную инвентаризацию, а также обеспечить сохранность ценностей да и их учёт.

Учтено путем уточнения редакции первого предложения пункта 9.

6.

Пункт 7, раздел Ӏ

Содержание п.7 противоречит нормам действующего гражданского законодательства. Буквальное применение п.7, может привести к необоснованному увеличению стоимости активов и в последствии использовано для получения необеспеченных кредитов и займов, и другим злоупотреблениям. Поэтому необходимо привести п. 7 Стандарта в соответствие с ГК РФ.

Согласно ГК РФ (статья 48 ГК РФ) «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Противоречий не усматривается.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет объектом бухучета активы, а не имущество.

7.

Пункт 11, раздел ӀӀ.

Тезис об учёте применительно к долговым затратам не понятен. Возможно лучше последнее предложение п.11, сформулировать следующим образом «Разница между указанной суммой и номинальной величиной подлежащей уплате в будущем денежных средств учитывается в составе кредиторской задолженности».   

 

Это не кредиторская задолженность, а процентные начисления на кредиторскую задолженность, признаваемые либо расходом либо активом в соответствии с правилами учета долговых затрат.

8.

Пункт 12, раздел ӀӀ.

Фраза «При невозможности определения указанной суммы себестоимостью запасов считается их рыночная стоимость на момент заключения договора…» выглядит искусственной. Предлагается её исключить.

Если невозможно определить рыночную стоимость в момент приобретения (поступления), то разве можно ориентироваться на величину существовавшую ранее (несколько месяцев назад или в более отдалённый период времени?). Ясно, что подобная величина давно устарела и не отражает объективного соотношения цен.

Учтено. Фраза исключена (п.14)

9.

Подпункт «а», пункт 14, раздел ӀӀ.

В данном подпункте указано, что «а) стоимости, по которой учитываются аналогичные запасы, используемые организацией в своем операционном цикле». В большинстве случаев, такое сопоставление некорректно, поэтому следует данную фразу дополнить следующими словами «… с учётом их физического и морального износа».  

На практике, такое сопоставление некорректно, т.к. бывшие в эксплуатации ТМЗ, уже частично (в той или иной степени) потеряли свои потребительские свойства.

Учтено в новой редакции пунктов 16 и 17.

10.

Пункт 19, раздел ӀӀ.

Непонятно, о чём конкретно идёт речь? О производстве  (изготовлении) запасов или об  изменении порядка исчисления себестоимости запасов при их приобретении.

В любом случае кроме  увеличения трудоёмкости учетных работ, ничего не изменится. Предлагаем, пункт 19 исключить.

Объективно определить фактически сложившуюся загрузку можно только по окончанию отчетного периода (в общем случае по окончанию года), когда большинство МПЗ уже будут израсходованы. Поэтому пересчет их стоимости нереален, нельзя учитывать то, чего нет в природе. Кроме того искусственный пересчет не скажется на конечных финансовых показателях, например на прибыли, выручки и т.д., а лишь увеличит трудоёмкость учетных работ.

Это вопрос, по которому российская практика бухучета отличается от МСФО и от общепринятой мировой практики. Данное различие призван ликвидировать ФСБУ. Практика применения МСФО не выявила трудностей в применении данного подхода.

11.

Пункт 20, раздел ӀӀ.

Четко не определено, о каких запасах идёт речь в данном пункте. По-видимому, о готовой продукции, желательно это конкретизировать, хотя бы в скобках. При этом вместо фразы изложенной в последнем предложении п. 20 «Нормативные затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья и материалов, труда, других ресурсов и загрузки производственных мощностей и подлежат регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями производства», считали бы целесообразным указать следующее «Нормативная стоимость готовой продукции по окончанию отчетного периода (месяца) доводится до фактической себестоимости запасов».

Внесенное предложение по уточнению текста связано с тем, что в противном случае величина прибыли и себестоимости выпущенной продукции будет абсолютно вымышленной величиной, что в конечном счете приведет к манипуляции финансовыми показателями, в том числе сокращению прибыли – с целью уклонения от налогов, или банкротству организации при её завышении – для повышения размеров дивидендов.

Этот способ может применяться не только в отношении готовой продукции, но и в отношении промежуточной продукции, полуфабрикатов, незавершенного производства.

Предлагаемое изменение сделает весь пункт лишенным смысла. В конце периода организациям все равно придется определять фактическую себестоимость, а весь смысл пункта в том, чтобы освободить организации от этой необходимости.

12.

Пункт 21, раздел ӀӀ.

В п.21 ничего не сказано о порядке исчисления торговой наценки. Следует указать, что – торговая наценка это разница между ценой продажи товаров и их фак- тической себестоимостью.

Дополнить иначе будет полный произвол при исчислении торговой наценки.

 

Предлагаемое дополнение сделает весь пункт лишенным смысла. Для определения торговой наценки придется сначала определять фактическую себестоимость, а весь смысл пункта в том, чтобы освободить организации от этой необходимости.

13.

Пункты 27 и 28, раздела ӀӀӀ.

Необходимо уточнить относятся ли пункты 27 и 28 к текущей оценке запасов или это положения, устанавливающие порядок оценки запасов при формировании отчетности. По нашему мнению, они не должны применяться для исчисления фактической себестоимости запасов – т.е. их текущей оценки, а использоваться как регулирующая величина, например в виде формирования резерва под обесценение запасов.

 

В бухучете для актива есть две оценки – первичная (при признании актива) и текущая (по состоянию на отчетную дату). То есть, текущая оценка – это и есть оценка при формировании отчетности. Запасы первично оцениваются по себестоимости, а на отчетную дату – по наименьшей из двух, одной из которых является себестоимость.

14.

Пункты 30 и 31 раздел Ӏ

Неописан алгоритм доведения величины фактической стоимости запасов до чистой стоимости продажи. Если корректируется только счет «Продажи», то разница между балансовой стоимостью  запасов и чистой стоимостью продажи этих запасов должна списываться на финансовые результаты? Логичнее, по нашему мнению, перво- начально производить доведение балансовой  стимости до чистой стоимости продажи, например путем формирования резерва под обесценение запасов. Дополнить пункты 30,31.

 

Учтено частично при изложении пункта 27 – 29 в новой редакции. При этом термин «резерв» не используется, поскольку, как показывает практика, этот термин обусловливает риски неадекватного применения требований стандарта.

15.

Пункт 33, раздел Ӏ

Почему механизм списания результатов дооценки  и (или) уценки запасов распространяется только на объекты, включённые в п.22? А как быть с остальными видами деятельности??

 

Для других видов деятельности учет по справедливой стоимости не предусмотрен.

16.

Подпункт «б», пункта 35, раздел ᴠ

Подпункт «б» пункта 35 содержит требование о раскрытии информации в отчетности о себестоимости запасов, признанных в качестве актива, за отчетный период по их группам (видам). Вызывает сомнение необходимость такой информации для пользователей отчетности без раскрытия информации об их жизненном цикле в пределах отчетного периода (что осталось в запасах, что переработано, что продано).

 

Требование представляется избыточным. В МСФО такого требования нет.

17.

Подпункт «к», пункт 35, раздел ᴠ

Подпункт «к» пункта 35 (авансы в связи с приобретением запасов) не характеризует объект бухгалтерского учета «запасы», поскольку не корелирует напрямую с себестоимостью вновь приобретенных запасов в обозримом будущем.

 

Авансы на запасы – это уже осуществленные вложения в запасы. В этом смысле для пользователя отчетности важно, чтобы они показывались вместе с запасами, но при этом обособляться от последних.

18.

Пункт 35,

раздел ᴠ

Перечисленные в подпунктах пункта 35 требования по раскрытию информации о запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности в основном относятся к аналитической (детализированной) информации. Отсутствуют требования о раскрытии общей информации, характеризующей наличие и состояние запасов в организации, что представляет основной интерес для пользователя отчетности.

 

Общая информация о балансовой стоимости запасов представляется непосредственно в балансе. Положения проекта о раскрытии информации основаны на аналогичных положениях IAS 2.

 

03.10.2016, 22:59 | 4140 просмотров | 1737 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Запасы"