Рекомендация Р-Х/2018 - ОК Нефтегаз «Налог на дополнительный доход»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение № 1

к Протоколу № 3 заседания ОК НЕФТЕГАЗ № 3 от 2018-09-06

 

Разработан

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

ПРОЕКТ

По итогам заседания ОК НЕФТЕГАЗ № 3 от 2018-09-06

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-ХХ/2018-ОК НЕФТЕГАЗ 

«НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ вступает в силу новая глава Налогового кодекса РФ 25.4  «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». (далее - НДД).

В этой связи возникает вопрос:

Подпадает ли НДД в сферу действия ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и/или МСФО (IAS 12) «Налоги на прибыль» с последующим отражением ОНО, ОНА, доходов и расходов, в порядке, предусмотренном ПБУ 18?

 

РЕШЕНИЕ

1. НДД следует классифицировать как налог на прибыль и отражать аналогично налогу на прибыль.

2. В бухгалтерском учете и отчетности подлежат признанию и отражению отложенные налоговые активы, обязательства, доходы и расходы по НДД в порядке, аналогичном установленному ПБУ 18.

 

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ введена новая глава в Налоговый Кодекс РФ: 25.4  «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

В соответствии со статьей 333.45. Объект налогообложения  

«1. Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья...»

Дополнительный доход рассчитывается как разница между

Расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и Фактических расходов по добыче этого сырья.

Статья 333.46. определяет порядок определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья.

Статья 333.47. устанавливает состав фактических расходов по добыче этого сырья.

Глава 25.4 находится в составе главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», что определяет характер НДД как налога, аналогичного налогу на прибыль.

 В нормативных документах, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (РСБУ), отсутствуют положения, прямо предусматривающие порядок учета НДД и отражения его в бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

В соответствии с п. 71.1. ФСБУ 1      «Учетная политика организации»:

«7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.»

Текст ПБУ 18, а также IAS 12 не содержит ответ на вопрос об учете и отражении в отчетности НДД.  

Международный Комитет по интерпретациям финансовой отчетности (IFRIC) отказался дать рекомендации по налогам, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Согласно тексту Интерпретации AASB 1003 (п.4, п.BC11 и п.BC14): Международный Комитет по интерпретациям финансовой отчетности (IFRIC) отказался дать рекомендации по налогам, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Среди прочего, аргументация, которая сопровождала решение IFRIC, включала в себя следующее:

(a) «термин «налогооблагаемая прибыль» подразумевает понятие чистой, а не валовой суммы»; а также

(b) «поскольку налогооблагаемая прибыль не совпадает с прибылью по бухгалтерскому учету, налоги не должны основываться на цифре, которая точно отражает прибыль, которая находится в рамках [МСФО 12]. Последнее указывает также на требование, содержащееся в МСФО (IAS) 12, раскрывать объяснение взаимосвязи между налоговыми расходами и бухгалтерской прибылью».

Таким образом на настоящий момент времени отсутствует нормативное регулирование данного вопроса как в РСБУ, так и в МСФО, что требует разработки Рекомендации негосударственным субъектом регулирования бухгалтерского учета.

 

В соответствии с письмом Минфина РФ (департамент налоговой и таможенно-тарифной политики) от 23.07.2018 г. N 03-06-07-01/51399:

«…Президентом Российской Федерации подписан и обнародован 19.07.2018 Федеральный закон N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий в том числе введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора - налога на дополнительный доход (далее - НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и в новых регионах нефтедобычи.

Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы.

В зависимости от результатов внедрения НДД при реализации пилотных проектов будут рассматриваться возможности его корректировки и расширения периметра применения.

В соответствии с бюджетным законодательством НДД зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Данные поступления обеспечат финансирование социально-значимых программ в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, демографии.
 
Заместитель директора Департамента                                       В.А.Прокаев. » 

 

Дополнительная информация:

Нефтяные компании сейчас платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Эти налоги взимаются с выручки компаний. Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения. Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/politics/23/11/2017/5a16ae6a9a79479caf12fb40

 

Аналогичный НДД налог взимается во многих странах - Норвегия, Великобритания, США, Австралия. На основании проведенного обзора международной практики применения подобных налогов, можно сделать вывод, что в большинстве стран аналоги НДД отражаются в отчетности как налог на прибыль, и по ним начисляется отложенный налоговый актив (ОНА).

Наиболее близким по своим характеристикам к НДД является австралийский налог для нефтедобывающих компаний «Petroleum resource rent tax» (далее – австралийский PRRT). Был проведен дополнительный анализ порядка расчета австралийского PRRT (см. ссылку на сайт Совета по стандартам бухгалтерского учета Австралии, где описана интерпретация PRRT для целей учета: http://www.aasb.gov.au/Pronouncements/Standard-Results.aspx?standard_search=prrt, а также текст Закона «Petroleum Resource Rent Tax», см ссылку: https://www.legislation.gov.au/Details/C2017C00059):

Согласно тексту Интерпретации AASB 1003 (п.BC2 и п.BC3): Австралийский налог для нефтедобывающих компаний «Petroleum resource rent tax» (австралийский PRRT) налагается в соответствии с Законом Petroleum Resource Rent Tax Assessment Act 1987  по ставке 40% от налогооблагаемой прибыли нефтяного проекта. Расчет налогооблагаемой прибыли определяется в соответствии с указанным Законом. Налогооблагаемая прибыль по австралийскому PRRT рассчитывается как превышение оценочных поступлений над суммами следующих расходов:

(a) приемлемых расходов (включая разведку и все разработки проекта, расходы на эксплуатацию и снятие с эксплуатации);

(б) нераспределенных (т. е. перенесенных) расходов, которые пересчитываются ежегодно по ставке повышения, включающей долгосрочную ставку долговых обязательств правительства Австралии плюс 15% для расходов на разведку или плюс 5% для расходов на разработку и эксплуатацию проекта; а также

(c) неиспользованных расходов на разведку (пересчитываемые по ставке повышения), которые переносятся из других проектов, которыми занимается налогоплательщик, или, если налогоплательщик является компанией, находящейся в полной собственности, из других проектов в группе.

При этом другие особенности австралийского режима PRRT включают:

(a) расходы на разведку в некоторых определенных пограничных районах имеют право на 150-процентное повышение;

(b) некоторые расходы не подлежат вычету - к ним относятся расходы на финансирование, частные выплаты роялти, подоходный налог, налог на товары и услуги, механизмы купли-продажи наличных денег и некоторые косвенные административные расходы;

(c) австралийский PRRT вычитается при определении налогооблагаемого дохода в соответствии с Законом  Income Tax Assessment Act 1997.

Таким образом, австралийский PRRT имеет сходные характеристики с НДД.

При этом австралийский PRRT является налогом на прибыль с точки зрения локальных правил, аналогичных МСФО (IAS 12) «Налоги на прибыль», и отражается в отчетности соответствующим образом. По данному налогу также признается отложенный налоговый актив. Поскольку PRRT трактуется аналогично налогу на прибыль, то он исключается из показателя EBITDA.

Австралийские эквиваленты Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выпущены Австралийским советом по стандартам и включают: (a) Стандарты учета AASB 1 - 99, эквивалентные стандартам IASB, соответствующие серии МСФО, и AASB 101 - 199, соответствующие серии IAS; а также (b) Интерпретации, выпущенные AASB, соответствующие интерпретациям, принятым Советом по МСФО, как указано в AASB 1048 «Интерпретация и применение стандартов».

Решение о признании австралийского PRRT налогом на прибыль было принято Австралийским советом по стандартам бухгалтерского учета (AASB) и закреплено в Интерпретации «Interpretation 1003 Australian Petroleum Resource Rent Tax».

11.09.2018, 20:03 | 127 просмотров | 32 загрузок | 0 комментариев

Категории: Проекты БМЦ


Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.