Проект ФСБУ "Инвентаризация" с внесенными замечаниями БМЦ

Проект с внесенными замечаниями БМЦ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ»

 

 

I. Общие положения 

1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств организаций, за исключением организаций бюджетной сферы.

2. Инвентаризация активов, при которой выявляется фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней или объектов, содержащих их, проводится с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

3. В части, не установленной настоящим Стандартом, организация самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации.

4. Организация вправе не применять настоящий Стандарт в отношении объектов, информация о которых является несущественной.

 

II. Обязательное проведение инвентаризации 

5. Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в следующих случаях:

а) в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) при свершении фактов хозяйственной жизни, последствия которых не могут быть с учетом существенности установлены иначе, кроме как путем проведения инвентаризации, таких, например, как хищение, утрата или порча имущества, пожар, авария, стихийное бедствие, безвозмездное получение или выявление бесхозяйного имущества, естественная убыль ценностей, рождение, рост, гибель биологических объектов;

в) при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;

г) при ликвидации организации.

6. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящего Стандарта, инвентаризация проводится в следующие сроки:

а) в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – в соответствии с установленным организацией графиком, предполагающим проверку наличия библиотечных фондов не реже чем раз в пять лет, остальных основных средств и незавершенных капитальных вложенийне реже чем раз в три года, запасов – не реже чем раз в год, иных объектов инвентаризации – не ранее чем за три месяца до отчетной даты ежегодно;

б) при свершении фактов хозяйственной жизни, последствия которых не могут быть с учетом существенности установлены иначе, кроме как путем проведения инвентаризации, – непосредственно после окончания факта;

в) при реорганизации организации – перед составлением передаточного акта или разделительного баланса;

г) при ликвидации организации – перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.

7. В случаях, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г» пункта 5 настоящего Стандарта, инвентаризации подлежат все активы и обязательства организации с учетом пункта 11 настоящего Стандарта.

В случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 настоящего Стандарта инвентаризации подлежат активы и (или) обязательства, которые непосредственно связаны с соответствующим случаем.

Перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях, определялся Банком России.

8. Организация вправе применять положения настоящего Стандарта при проведении ею по своей инициативе инвентаризации имущества, имущественных прав и обязанностей, в том числе других лиц, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются организацией в составе активов и обязательств, а также имущества, имущественных прав и обязанностей, не учтенных организацией. Инвентаризация таких объектов проводится в случаях, сроки и порядке, установленных организацией.

 

III. Общие требования к инвентаризации 

9. Инвентаризация является элементом системы внутреннего контроля организации. Основной целью инвентаризации является проверка полноты и реальности данных об активах и обязательствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

10. При инвентаризации фактическое наличие объектов, имеющих материально-вещественную форму, определяется путем контрольных процедур, позволяющих удостовериться в физическом наличии инвентаризируемых объектов. Конкретные контрольные процедуры выбираются организацией исходя из характера инвентаризируемых объектов и условий доступа к ним. При этом допускается применение дистанционных технологий, позволяющих установить факт наличия или отсутствия объекта с помощью средств телекоммуникационной связи и фото-, видео-фиксации.

11. Фактическое наличие (количество) активов с большой численностью единиц учета допускается определять на выборочной основе без сплошного подсчета с использованием статистических методов, обеспечивающих надежную оценку совокупности по выборочным данным.

12. Фактическое наличие объектов широкой номенклатуры допускается определять на основании оперативного риск-ориентированного мониторинга.

13. Организация применяет такие способы выявления фактического наличия инвентаризируемых объектов, которые обеспечивают реализацию основной цели инвентаризации.

14. Фактическое наличие объектов, не имеющих материально-вещественной формы, определяется путем контрольных процедур, выбираемых организацией исходя из характера инвентаризируемых объектов, и (при необходимости) проверки документов, подтверждающих наличие соответствующих прав или обязанностей.

15. Ответственность за организацию и проведение инвентаризации возлагается на руководителя экономического субъекта или иное лицо, которому делегированы данные полномочия. Руководитель организации или уполномоченное лицо создает условия, обеспечивающие полное и точное выявление фактического наличия инвентаризируемых объектов в установленные сроки проведения инвентаризации, организует проведение инвентаризации таким образом, чтобы своевременно обеспечить участвующих в ней лиц необходимыми техническими и транспортными средствами, средствами связи и коммуникаций, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, средствами фото- и видео-фиксации и другими средствами.

 

IV. Организация проведения инвентаризации 

16. Для проведения инвентаризации может создаваться постоянно действующая инвентаризационная комиссия организации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации всех объектов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

При наличии в организации ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита или иного аналогичного органа проведение инвентаризации допускается возлагать на такой орган.

Также для проведения инвентаризации могут привлекаться на договорной основе сторонние лица, оказывающие такого рода услуги.

17. В случае проведения инвентаризации силами инвентаризационной комиссии основными требованиями к организации ее работы являются:

а) утверждение персонального состава постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий руководителем организации или лицом, которому делегированы соответствующие полномочия;

б) полнота и точность внесения данных о фактическом наличии объектов инвентаризации в документы инвентаризации, правильность и своевременность оформления таких документов.

18. Инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем организации.

 

V. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 

19. Результаты инвентаризации при реорганизации организации отражаются в бухгалтерском учете перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, а при ликвидации организации – перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.

20. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в соответствии с правилами, предусмотренными Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010.

Результаты инвентаризации, проводимой в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящего Стандарта, регистрируются в бухгалтерском учете в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих видов активов и обязательств, признаваемых, списываемых или переоцениваемых в результате факта хозяйственной жизни, в связи с которым проводилась инвентаризация.

21. В случае если выявленные в результате инвентаризации недостачи активов подлежат компенсации (взыскание с виновных лиц, страховые выплаты или др.), возникновение права организации на компенсацию учитывается в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих расчетов, доходов и расходов.

22. В случае, когда при пересортице стоимость недостающих активов выше стоимости активов, оказавшихся в излишке, образовавшаяся разница отражается в порядке, установленном пунктами 20, 21 настоящего Стандарта.

23. Выявленное при инвентаризации уменьшение активов, которые подвержены естественной убыли, отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) убыль ценностей в пределах естественной убыли отражается в порядке, установленном вторым абзацем пункта 20 настоящего Стандарта;

б) недостача активов сверх естественной убыли отражается в порядке, установленном первым абзацем пункта 20 настоящего Стандарта.

 

VI. Оформление документов инвентаризации 

24. Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета об активах и обязательствах, результаты инвентаризации подлежат оформлению документами инвентаризации. Допускается применение документов, в которых объединены показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии активов или обязательств, и документов, содержащих результаты инвентаризации.

25. Формы документов инвентаризации определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Документы инвентаризации составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

26. Документ, содержащий сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов, должен:

а) содержать, в частности:

1) наименования или иные установленные организацией идентификационные признаки инвентаризуемых объектов, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

2) количество порядковых номеров активов и общее количество таких активов в натуральных единицах измерения вне зависимости от того, в каких единицах измерения (например, штуках, килограммах, метрах) эти активы показаны;

3) ссылку на фото- и (или) видео-материалы (при наличии), в которых зафиксировано наличие (отсутствие) инвентаризированных объектов;

в) быть подписан всеми лицами, которые фиксировали фактическое наличие инвентаризируемых объектов.

27. На объекты инвентаризации, указанные в пункте 8 настоящего Стандарта, составляются отдельные документы инвентаризации.

28. В документе инвентаризации допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в документе инвентаризации должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

26.08.2022, 16:26 | 2612 просмотров | 680 загрузок

Категории: Проекты БМЦ, ПБУ, Стандарты