Свод замечаний к проекту федерального стандарта бухгалтерского учета «Инвентаризация»

Свод замечаний и предложений  к проекту федерального стандарта бухгалтерского учета «Инвентаризация» 

№ п/п

Абзац, подпункт, пункт, раздел проекта

Содержание замечания (предлагаемая редакция)

Обоснование

Ком-мен-тарии

1               

Проект в целом

Привести Проект в соответствии со статьями 11 и 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и современными условиями экономической деятельности, исключив из Проекта устаревшие инструктивные предписания на уровне «микроменеджмента», не относящиеся к определенному Федеральным законом предмету регулирования Стандарта. В частности, необходимо исключить из Проекта необоснованное повторение положений Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, который признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, что свидетельствует о несоответствии его уровня регулирования предмету федеральных стандартов.

Многие положения Проекта выходят за рамки предмета регулирования стандарта, определенного частью 1 статьи 11, частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и представляют собой не требования к инвентаризации, а пошаговую инструкцию по контролю сохранности физических предметов. Кроме того, Проект не учитывает произошедшие за последние 30 лет изменения в условиях экономической деятельности организаций. Большинство положений Проекта применимы только к активам, представляющим собой физические объекты имущества. При этом даже в отношении этой узкой части предметов инвентаризации в Проекте описаны устаревшие не используемые в современных условиях способы выявления фактического наличия объектов, построенные исходя из учета и делопроизводства на бумажных носителях.

 

2               

Проект в целом

В используемой по всему тексту Проекта фразе «фактическое наличие активов» слово «активов» заменить на «инвентаризируемых объектов» либо уточнить, о фактическом наличии чего именно идет речь, устранив противоречие с частью 2 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой «при инвентаризации выявляется фактическое наличие СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета».

У активов не может быть фактического наличия. Фактическое наличие может быть у имущества, признаваемого в качестве основных средств и некоторых видов запасов. В отношении всех остальных активов и всех без исключения обязательств может выявляться фактическое наличие записей, удостоверяющих соответствующие права или обязанности в юридически значимой форме. Во многих случаях такие записи могут существовать только в электронном виде и не выводиться на бумагу, причем доля записей на бумажных носителях с каждым годом падает.

 

3               

Глава I

Дополнить новым пунктом:

В части, не установленной настоящим Стандартом, организация самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. 

Часть 3 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

 

4               

Глава I

Дополнить новым пунктом:

Организация вправе не применять настоящий Стандарт в отношении объектов, информация о которых является несущественной. 

Выполнение требований Стандарта в отношении всех без исключения объектов приведет к неоправданным затратам организаций на осуществление действий, не имеющих полезного эффекта для кого бы то ни было.

 

5               

п.1

Настоящий Стандарт устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов организаций, за исключением организаций бюджетной сферы.

Весь остальной текст Стандарта сформулирован только в отношении организаций.

 

6               

п.2

Инвентаризация активов, при которой выявляется фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней или объектов, содержащих их,

проводится в соответствии с Инструкцией о порядке с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 231н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2017 г., регистрационный № 45111).

 

Также одновременно с принятием Стандарта необходимо внести изменения в абзацы 1, 2 и 4 пункта 28 указанной выше Инструкции № 231н, а также в абзацы 1, 2 и 4 пункта 16 Постановления Правительства РФ от 28.09.2000 г. №731: исключить слова «по состоянию на 1 января».

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней сама по себе не относится к предмету Стандарта, как он определен частью 1 статьи 11 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Есть и другие документы по инвентаризации драгоценных камней и металлов – Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 №731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».

 

Отчетной датой для годовой бухгалтерской отчетности является 31 декабря отчетного года. Однако, в Инструкции и Постановлении указано 1 января. При буквальном следовании требованиям Инструкции и Постановления с учетом части 4 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» результаты инвентаризации должны быть отражены в году, следующим за отчетным, поскольку 1 января уже относится к будущему году. Предлагаемые поправки необходимы для синхронизации требований по отражению результатов инвентаризации драгоценных камней и драгоценных металлов в бухгалтерском учете.

 

7               

п.3,
подп.«а»

Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в следующих случаях:

а) в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация вправе проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет;

последнее предложение перенести в пункт 4 в другой формулировке

Пункт 3 устанавливает случаи обязательного проведения инвентаризации. Сроки установлены в пункте 4. Поэтому последнее предложение следует перенести в пункт 4 в другой формулировке с учетом того, что библиотечные фонды – это тоже основные средства (см. замечание 12 к пп.«а» п.4).

 

8               

п.3,
подп.«б»

б) при передаче (возврате) активов организации, имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже активов организации;

Перечисленные здесь действия представляют собой всё содержание обычной хозяйственной деятельности экономического субъекта и осуществляются массово на ежедневной основе. Придется проводить перманентную инвентаризацию нон-стоп всегда. Сейчас данное требование фактически не выполняется из-за невозможности его выполнить. Кроме того, данное требование делает невозможным применение пункта 15 Проекта.

Подпункт следует исключить.

 

п.3, подп. «в» и «г»

в) при смене материально ответственного работника;

г) при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);

Гражданское и трудовое законодательство в совокупности со связанными подзаконными нормативными правовыми актами устанавливают достаточные требования к подтверждению наличия имущества при заключении договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности и смене лиц в этих договорах. Дублирующая эти требования инвентаризация бессмысленна и является не имеющим бенефициаров обременением.

Подпункты «в» и «г» следует исключить.

 

10             

п.3, подп.
«д» и «е»

бд) при установл свершении факта ов хозяйственной жизни, последствия которых не могут быть с учетом существенности установлены иначе, кроме как путем проведения инвентаризации, таких, например, как хищение, утрата или порча имущества, (повреждения) активов;

е) в случае пожара, авария, стихийное бедствие, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация безвозмездное получение или выявление бесхозяйного имущества, естественная убыль ценностей, рождение, рост, гибель биологических объектов;

Подпункты необходимо объединить в другой формулировке во избежание казуистичности нормы с целью ее общей применимости не только к перечисленным фактам.

 

п.3, посл. абзац

Для целей настоящего Стандарта материально ответственные работники, руководители коллектива (бригадиры), члены коллектива (бригады) именуются вместе материально ответственными лицами.

Термины «материально ответственный работник» и «коллектив (бригада)» в законодательстве не определены. В законодательстве используются понятия «материальная ответственность», «полная материальная ответственность работника», «коллективная (бригадная) материальная ответственность».

Наличие договора полной материальной ответственности или коллективной (бригадной) материальной ответственности в отношении инвентаризируемых объектов встречается редко. При отсутствии такого договора у одного и того же объекта материально ответственные лица постоянно меняются (в том числе в течение суток при сменном режиме работы).

Поэтому использование понятия «материально ответственное лицо» в целях данного Стандарта невозможно.

 

12             

п.4,
подп.«а»

В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Стандарта, инвентаризация проводится в следующие сроки:

а) перед в целях составлениемя годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – на отчетную дату, за исключением активов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация активов, относящихся к товарам, сырью и материалам, топливу, запасным частям, комплектующим изделиям, покупным полуфабрикатам, может проводиться в период их наименьших остатков
в соответствии с установленным организацией графиком, предполагающим проверку наличия библиотечных фондов не реже чем раз в пять лет, остальных основных средств и незавершенных капитальных вложений – не реже чем раз в три года, запасов – не реже чем раз в год, иных объектов инвентаризации – не ранее чем за три месяца до отчетной даты ежегодно;

Большинство предложений по изменениям существующих правил инвентаризации, ставших причиной включения данного проекта в программу разработки ФСБУ, связано именно с необходимостью исключения требования о непременной привязке инвентаризации физических объектов к концу года.

Когда объекты инвентаризации находятся вне помещений или в неотапливаемых помещениях, условия ее проведения в осенне-зимний период являются наиболее неблагоприятными и не способствующими качеству инвентаризации.

Кроме того, более равномерное распределение в течение года задействованных в инвентаризации ресурсов способствует повышению ее качества. Единовременное отвлечение ресурсов, напротив, снижает качество инвентаризации.

 

13             

п.4,
подп.«б»

б) при передаче (возврате) активов организации, имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже активов организации – непосредственно перед передачей (возвратом) в аренду, управление, безвозмездное пользование, перед выкупом, продажей;

Выполнение требования заведомо невозможно, так как оно означает проведение инвентаризации перед каждой хозяйственной операцией, совершаемой организацией в ходе обычной деятельности. Кроме того, данное требование делает невозможным применение пункта 15 Проекта.

Подпункт следует исключить.

 

п.4, подп. «в» и «г»

в) при смене материально ответственного работника, руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов – на день приемки-передачи дел;

г) по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) – непосредственно по факту предъявления требования;

Подпункты следует исключить (см. обоснование к подпунктам в) и г) пункта 3).

 

15             

п.4, подп. «д» и «е»

д) при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов – непосредственно по установлению таких фактов;

е) в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация, - непосредственно по окончании соответствующего события;

б) при свершении фактов хозяйственной жизни, последствия которых не могут быть с учетом существенности установлены иначе, кроме как путем проведения инвентаризации, – непосредственно после окончания факта;

Подпункты необходимо объединить в другой формулировке во избежание казуистичности нормы с целью ее общей применимости не только к перечисленным фактам. (см. также замечание 10 к подпунктам «д» и «е» пункта 3.

 

16             

п.5

В случаях, предусмотренных подпунктами «а», «ж», «з» пункта 3 настоящего Стандарта, инвентаризации подлежат: а) все активы организации независимо от их местонахождения;

б) все обязательства организации, включая кредиторскую задолженность, обязательства по полученным кредитам и займам, оценочные обязательства с учетом пункта 10 настоящего Стандарта.

В случаях, предусмотренных подпунктом ами «б» –«е» пункта 3 настоящего Стандарта инвентаризации подлежат активы и (или) обязательства, которые непосредственно связаны с соответствующим случаем.

Перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях, определялся Банком России.

В отношение большинства видов активов понятие «местонахождение» не применимо.

Уточнение отдельных видов обязательств избыточно и вносит двусмысленность.

Необходимо дать возможность проведения инвентаризации путем выборок.

Ссылка на пункт 3 с учетом замечаний 10 и 15.

В кредитных организациях сейчас нет требования проводить инвентаризацию всех активов и обязательств. Требование провести инвентаризацию всех активов и обязательств в банках приведет к существенным сложностям/невозможности проведения инвентаризации ряд активов/обязательств (например, в части инвентаризации кредитов и депозитов физических лиц).

 

17             

п.6

Организация вправе применять положения настоящего Стандарта при проведении ею по своей инициативе инвентаризации подлежат также находящиеся у организации имущества, имущественных права и обязанностей, в том числе других лиц, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются организацией в составе активов и обязательств, а также имущества, имущественных права и обязанностей, не учтенных организацией. Инвентаризация таких объектов проводится в случаях, сроки и порядке, установленных организацией настоящим Стандартом для инвентаризации активов и обязательств организации.

Пункт не соответствует части 1 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и противоречит пункту 1 проекта Стандарта. Применение Стандарта в отношении того, что не является предметом Стандарта, должно быть правом, а не обязанностью организации.

 

18             

п.7

Инвентаризация является элементом системы внутреннего контроля организации. Основной целью инвентаризации является проверка подтверждение полноты и реальности данных об активах и обязательствах, отраженных в регистрах бухгалтерской (финансовой) отчетности организацией.

Инвентаризация не может нацеливаться на регистры, так как это средства бухучета, а не цель. Результаты инвентаризации сопоставляются с данными регистров с целью проверки полноты и реальности данных отчетности, а не подтверждения данных самих регистров. Кроме того, цель инвентаризации не может формулироваться в отрыве от внутреннего контроля. Инвентаризация – это один из элементов внутреннего контроля.

 

19             

п.8

Инвентаризация активов, относящихся к основным средствам, запасам, наличным денежным средствам и денежным документам, иным аналогичным активам, проводится по местонахождению этих активов и каждому материально ответственному лицу.

Выявление фактического наличия активов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Требования пункта заведомо неприменимы в отношении:

  • запасов, указанных в пунктах д), е), ж), з) пункта 3 ФСБУ 5;
  • объектов основных средств, определенных в соответствии с четвертым или пятым предложениями пункта 10 ФСБУ 6;
  • таких основных средств как земля или здания;
  • запасов и основных средств, местонахождение которых постоянно меняется, в том числе в течение одного дня;
  • выданных под отчет наличных денежных средств;
  • денежных документов в электронном виде.

Фразы о материально ответственных лицах заведомо не применимы при отсутствии договора о полной материальной ответственности, каковые на практике встречаются редко.

Ввиду крайне узкой применимости к небольшому числу специфических случаев пункт следует исключить.

 

20             

п.9

При инвентаризации фактическое наличие активов объектов, имеющих материально-вещественную форму, определяется путем подсчета, взвешивания, обмера, если иное не установлено настоящим Стандартом контрольных процедур, позволяющих удостовериться в физическом наличии инвентаризируемых объектов. Конкретные контрольные процедуры выбираются организацией исходя из характера инвентаризируемых объектов и условий доступа к ним. При этом допускается применение дистанционных технологий, позволяющих установить факт наличия или отсутствия объекта с помощью средств телекоммуникационной связи и фото-, видео-фиксации. 

Требования пункта заведомо неприменимы в отношении запасов, указанных в пунктах д), е), ж), з) пункта 3 ФСБУ 5 и в отношении большинства видов основных средств.

Перечень конкретных процедур выходит за рамки предмета регулирования Стандарта, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Необходимо переформулировать пункт как общее требование.

Также необходимо дополнить пункт указанием на возможность применения дистанционных технологий.

 

21             

п.10

Фактическое наличие (количество) активов с большой численностью единиц учета, относящихся к запасам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, допускается определять на основании документов с обязательной проверкой на выборочной основе части этих активов в натуре без сплошного подсчета с использованием статистических методов, обеспечивающих надежную оценку совокупности по выборочным данным. 

Пункт по существу требует на выборочной основе повреждать упаковку поставщика, что в большинстве случаев приведет к трудности или невозможности дальнейшей транспортировки или хранения содержимого упаковки. Такое требование создает искусственные препятствия для ведения нормальной хозяйственной деятельности при том, что позитивный эффект для бухгалтерского учета отсутствует. Уместность выборки как метода проверки обусловливается количеством единиц учета, а не наличием упаковки.

 

22             

п.11

Фактическое наличие (вес или объем) активов, относящихся к навалочным запасам, объектов широкой номенклатуры допускается определять на основании обмеров и технических расчетов оперативного риск-ориентированного мониторинга. 

Детализация методов инвентаризации до такого уровня спецификации потребует тысяч страниц текста, чтобы описать конкретный метод для каждого вида и подвида актива и обязательства. Настолько детальная регламентация выходит за рамки предмета регулирования стандарта, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Формализация метода оперативного мониторинга сделает пункт общеприменимым.

 

23             

п.12

В случае, когда Организация применениеяет такие способовы выявления фактического наличия инвентаризируемых объектов активов, предусмотренных пунктами 9-11 настоящего Стандарта, невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов отдельных видов активов, которые обеспечивают щих реализацию основной цели инвентаризации.

В пунктах 9 – 11 описаны способы, применимые для крайне узкого спектра активов. Такие способы не могут рассматриваться как общее правило. Способы, применимые для остальных видов активов (которых большинство), – это не альтернатива, а основное правило, по отношении к которому пункты 9 – 11 содержат специфические узкоприменимые особенности.

 

24             

п.13

Не допускается определять фактическое наличие активов со слов материально ответственных лиц.

Требования пункта заведомо неприменимы в отношении объектов, доступ к которым ограничен при наличии разрешения (лицензии) только у материально ответственного лица, а также в отношении выданных под отчет наличных денежных средств.

 

25             

п.14

Фактическое наличие активов, относящихся к денежным средствам на счетах в кредитных и иных организациях, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и других аналогичных активов, а также обязательств организации объектов, не имеющих материально-вещественной формы, определяется путем контрольных процедур, выбираемых организацией исходя из характера инвентаризируемых объектов, и (при необходимости) проверки документов, расчетными способами подтверждающих наличие соответствующих прав или обязанностей.

Перечень объектов неполный. Понятие «аналогичных активов» не определено при том, что большое количество видов активов не являются аналогичными тем, что здесь названы. Необходимо переформулировать пункт как общую норму.

 

26             

п.15

Ответственность за организацию и проведение инвентаризации возлагается на руководителя экономического субъекта или иное лицо, которому делегированы данные полномочия. Руководитель организации или уполномоченное лицо создает условия, обеспечивающие полное и точное выявление фактического наличия активов и обязательств инвентаризируемых объектов в установленные сроки проведения инвентаризации (в частности, обеспечение работниками, организует проведение инвентаризации таким образом, чтобы своевременно обеспечить участвующих в ней лиц необходимисправными техническими и транспортными средствами, средствами связи и коммуникаций, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой ) средствами фото- и видео-фиксации и другими средствами.

Руководитель организации должен обладать правом делегировать полномочия по организации инвентаризации другому лицу. При этом должна быть возможность проводить инвентаризацию силами сторонних лиц.

 

 

27             

п.16

Для проведения инвентаризации может создаетваться постоянно действующая инвентаризационная комиссия организации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации всех объектов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита или иного аналогичного органа проведение инвентаризации допускается возлагать на нее такой орган.

Также для проведения инвентаризации могут привлекаться на договорной основе сторонние лица, оказывающие такого рода услуги.

Устраняются необоснованные ограничения, препятствующие повышению эффективности и качества проведения инвентаризации.

 

28             

п.17

В случае проведения инвентаризации силами инвентаризационной комиссии основными требованиями к организации ее работы являются:

а) утверждение персонального состава постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий руководителем организации или лицом, которому делегированы соответствующие полномочия;

б) участие всех членов инвентаризационной комиссии в проведении инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными;

в) полнота и точность внесения данных о фактическом наличии объектов инвентаризации в документы инвентаризации, правильность и своевременность оформления таких документов.

Поправка в первый абзац обусловлена замечанием 27 к п.16 (см.выше)

В подпункте «а» утверждение персонального состава всех рабочих комиссий руководителем затруднительно, а зачастую и невозможно.

Подпункт «б» следует удалить, так как для инвентаризации разных объектов требуется разный состав лиц в зависимости от характера объектов.

Формальное создание «рабочей инвентаризационной комиссии» по существу ничем не отличается от проведения инвентаризации не всеми членами «большой» инвентаризационной комиссии.

 

29             

п.18

Инвентаризационная комиссия проводится инвентаризацию в сроки, установленные руководителем организации.

До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении активов. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы с указанием «до инвентаризации на «__________» (дата)».

Поправка в первый абзац обусловлена замечаниями к п.16 (см.выше)

Второй абзац содержит избыточную регламентацию, не соответствующую уровню регулирования ФСБУ, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона. Содержание абзаца не адаптировано к современным методам делопроизводства.

В число законодательно установленных видов документов бухгалтерского учета «приходные и расходные документы» и «отчеты о движении активов» не входят. Такие понятия нигде не определены.

 

30             

п.19

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерскую службу или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, получившие денежные средства в подотчет или доверенности на получение активов.

Содержание пункта:

  • не соответствует уровню регулирования ФСБУ, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
  • использует нормативно не определенные специальные термины
  • предполагает документооборот на бумажных носителях и неприменим в условиях электронного документооборота;
  • применим только в отношении предметов договоров о полной материальной ответственности, которые в современных условиях заключаются редко;
  • очень сомнителен с точки зрения способствования целям инвентаризации (непонятно, почему приход и расход не может фиксироваться в автоматическом режиме, минуя процедуру отдельной передачи документов в бухгалтерскую службу).

пункт следует исключить.

 

31             

п.20

При инвентаризации большого количества активов, относящихся к весовым товарам, ведомости отвесов ведутся раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце рабочего дня (или по окончании перевеса) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносится в документы инвентаризации.

Содержание пункта:

  • не соответствует уровню регулирования ФСБУ, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
  • имеет крайне узкое применение в отношении специфичных объектов (детализация такого уровня спецификации потребует тысяч страниц текста, чтобы описать конкретный метод для каждого вида и подвида актива и обязательства);
  • предполагает документооборот на бумажных носителях и неприменим в условиях электронного документооборота;
  • применим только в отношении предметов договоров о полной материальной ответственности, которые в современных условиях заключаются редко;
  • очень сомнителен с точки зрения способствования целям инвентаризации (непонятно, почему результаты взвешивания непременно должны переноситься вручную в ведомости, почему нельзя подключить электронные весы непосредственно к информационной системе с автоматической фиксацией результатов и защитой от вмешательства).

пункт следует исключить.

 

32             

п.21

В случае если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся такие активы, в отсутствие инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Содержание пункта:

  • не соответствует уровню регулирования ФСБУ, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
  • имеет крайне узкое применение в отношении специфичного вопроса (детализация такого уровня потребует тысяч страниц текста, чтобы описать конкретный метод для каждого обстоятельства инвентаризации);
  • применим только в отношении предметов, находящихся в помещениях, которые можно физически закрыть и опечатать;
  • очень сомнителен с точки зрения способствования целям инвентаризации (непонятно, почему опечатываться должно именно помещение, а не шкаф или сейф, почему данный вопрос не может решаться такими средствами, как видеонаблюдение, сигнализация и т.п.).

пункт следует исключить.

 

33             

п.22

В случае если после инвентаризации материально ответственное лицо обнаружило ошибку в документе инвентаризации, такое лицо должно немедленно (до открытия склада, кладовой, секции, иного соответствующего структурного подразделения организации) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку данного заявления и в случае подтверждения его производит исправление ошибки в документе инвентаризации.

Содержание пункта:

  • не соответствует уровню регулирования ФСБУ, определенного частью 2.1 и пунктом 4 части 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
  • имеет крайне узкое применение в отношении специфичных объектов (детализация такого уровня спецификации потребует тысяч страниц текста, чтобы описать конкретный метод для каждого обстоятельства инвентаризации);
  • применим только в отношении предметов договоров о полной материальной ответственности, которые в современных условиях заключаются редко;
  • очень сомнителен с точки зрения способствования целям инвентаризации (непонятно, почему описанные действия требуются только при обнаружении ошибки материально ответственным лицом, но не требуются при ее обнаружении другим лицом, почему описанные действия требуются только при обнаружении ошибки до открытия склада, кладовой, секции и т.д., но не требуются при ее обнаружении после их открытия, так же как не требуются, если ошибочный документ не имеет отношения к складу, кладовой, секции и т.д.).

пункт следует исключить.

 

34             

п.23

Для подтверждения правильности проведения инвентаризации по ее окончанию могут проводиться контрольные проверки. Такие проверки должны проводиться до открытия склада, кладовой, секции, иного соответствующего структурного подразделения организации, где проводилась инвентаризация. В контрольных проверках должны участвовать члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Понятие «контрольная проверка» не определено. При отсутствии такого определения непонятно, чем контрольная проверка отличается от самой инвентаризации. Получается просто повторная инвентаризация одних и тех же объектов?

Кроме того, пункт имеет крайне узкое применение в отношении специфичных условий, когда объекты инвентаризации являются предметом договора о полной материальной ответственности и при этом физически располагаются на складе, в кладовой, секции и т.д. Для большинства организаций такое сочетание условий не релевантно.

Пункт следует исключить.

 

35             

п.24

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой активов, относящихся к основным средствам, запасам, могут проводиться выборочные инвентаризации таких активов в местах их хранения и переработки.

 

Это не вопрос проведения инвентаризации в «межинвентаризационный» период, а вопрос определения надлежащей частоты инвентаризации для разных видов объектов. Этот вопрос решается пунктом 4 Стандарта, где достаточно фразы «не реже чем …» (см. замечание 12 к пп.«а» пункта 4).

 

36             

п.25

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период проводятся инвентаризационными комиссиями по решению руководителя организации.

Бессмысленное требование, нарушающее фундаментальное условие эффективности контрольных процедур – разделение контролирующего и контролируемого. Какой смысл инвентаризационной комиссии проверять саму себя?

 

37             

п.26

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2019, № 30, ст. 4149) выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета (далее – результаты инвентаризации) подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация:

а) результаты инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в бухгалтерском учете последним календарным днем отчетного года. Результаты инвентаризации активов, которая проводилась не ранее 1 октября отчетного года, допускается отражать в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризации, но не позднее последнего календарного дня отчетного года;

б) рРезультаты инвентаризации при реорганизации организации отражаются в бухгалтерском учете перед составлением передаточного акта или разделительного баланса;

в) результаты инвентаризации, а при ликвидации организации отражаются в бухгалтерском учете перед составлением промежуточного ликвидационного баланса;

г) в иных случаях результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была закончена инвентаризация.

Ссылка на Федеральный закон «О бухгалтерском учете» некорректна, так как закон не содержит перечень дат, на которые в бухгалтерском учете отражаются результаты инвентаризации. При этом дублирование текста Федерального закона в Стандарте избыточно.

Требование пункта «а» об отражении результатов инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности последним календарным днем отчетного года является необоснованным, так как оно по сути запрещает отражать результаты на более ранние даты отчетного периода, вынуждая организацию во всех случаях ждать до конца года. Такой запрет приводит к искажению данных регистров и абсурден, так как отражение результатов инвентаризации непосредственно после ее проведения соответственно датам инвентаризации разных активов и обязательств является естественным, логичным и разумным.

В общем случае следует придерживаться непосредственного выполнения требования части 4 статьи 11 Федерального закона.

Необходимость уточнения данной нормы закона усматривается только в отношении специальных ситуаций, указанных в подпунктах «б» и «в».

 

38             

п.27

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в соответствии с правилами, предусмотренными Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010.

Результаты инвентаризации, проводимой в соответствии с подпунктом «д/е» пункта 3 (с учетом замечания 10 к подпунктам «д», «е» пункта 3) настоящего Стандарта, регистрируются в бухгалтерском учете в следующей оценке:

а) активы, оказавшиеся в излишке, – по справедливой стоимости. Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

В случае если причиной возникновения излишка является ошибка в бухгалтерском учете, активы, оказавшиеся в излишке, регистрируются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание таких активов;

б) недостающие объекты активов и объекты активов, оказавшиеся испорченными, (далее – недостача активов) – по балансовой стоимости, определяемой в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих видов активов и обязательств, признаваемых, списываемых или переоцениваемых в результате факта хозяйственной жизни, в связи с которым проводилась инвентаризация.

Понятия «излишек», «недостача», «недостающий объект» используются в законодательстве РФ и подзаконных нормативных актах в значении расхождения данных учета с фактическими данными (в положительную или в отрицательную сторону), то есть свидетельствуют о неправильном отражении (неотражении) фактов в бухгалтерском учете. Это соответствует без исключений определению ошибки в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Если инвентаризация проводится согласно подпунктам «а», «ж», «з» пункта 3 проекта, то с учетом требований частей 1, 3 статьи 9, частей 1, 2 статьи 10 и частей 2, 4 статьи 11 Федерального закона результатом такой инвентаризации может быть либо отсутствие расхождений, что подтверждает правильное отражения фактов в учете, либо выявление расхождений (излишков или недостач), что свидетельствует о неправильном отражении (неотражении) фактов в учете. Поэтому ошибка как «причина возникновения излишка» – это не частный случай, а все без исключения случаи проведения инвентаризации, решающей задачу, предусмотренную частью 2 статьи 11 Федерального закона.

Инвентаризация может не решать такой задачи только в случаях, когда она проводится согласно подпунктам «д», «е» пункта 3 Проекта. В таких случаях результатом инвентаризации не могут быть «излишки» или «недостачи», так как факт хозяйственной жизни, послуживший причиной инвентаризации, еще не был отражен в учете, поэтому инвентаризация служит способом получения первичной информации о факте хозяйственной жизни с целью его отражения в бухгалтерском учете впервые. Соответственно, выявляются не расхождения между фактическим наличием объектов и данными учета, а сами объекты учета, возникшие или переставшие существовать в результате свершившегося факта. Признание, списание, оценка объектов бухгалтерского учета в таких случаях должны осуществляться в соответствии с требованиями ФСБУ, регулирующих учет этих объектов.

В случае если при разработке проекта подразумевалось отличное от обычного значение понятий «излишек», «недостача», «недостающий объект», то необходимо было бы в этот Стандарт включить определения этих понятий с формулировкой «Для целей настоящего Стандарта …». Однако в этом нет необходимости, так как вместо этих терминов достаточно использовать понятие «расхождения» из части 4 статьи 11 Федерального закона.

Признание оказавшихся в излишке активов по справедливой стоимости вместо требований ФСБУ по учету этих активов (или по фактическим затратам вместо требований ПБУ 22/2010) противоречит части 3 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и пункту 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Это приведет к фактическому узакониванию порочной практики признания выявленных при инвентаризации активов, ранее умышленно не принятых к учету для искусственного улучшения показателей отчетности, в первую очередь, – отчета о финансовых результатах.

Что касается «активов, оказавшихся испорченными», то их выявление не может быть предметом инвентаризации в смысле статьи 11 Федерального закона. Для выявления испорченности актива необходимо оценить степень, в которой актив потерял свои качества, что требует проведения технической экспертизы с привлечением экспертов и осуществлением процедур иных, чем привлекаются и осуществляются при проведении инвентаризации.

 

39             

п.28

В случае если выявленные в результате инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) стоимость активов, оказавшихся в излишке, относится на финансовые результаты организации по решению руководителя организации с установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

б) стоимость недостачи активов относится на подлежат компенсации (взыскание с виновных лиц, страховые выплаты или др.), возникновение права организации на компенсацию учитывается в соответствии с федеральными стандартами или на расходы периода, в котором результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета, по решению руководителя организации. В случае если руководителем организации принято решение отнести стоимость недостачи активов на виновных лиц, но такие лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, указанная стоимость относится на соответствующих расчетов, доходов и расходов соответствующего периода.

Установление виновности лица в недостаче и наложение взыскания недостачи на это лицо регулируется гражданским, трудовым, административным и уголовным законодательством и не может быть предметом ФСБУ. Для придания юридической силы праву организации на взыскание помимо решения руководителя необходимо соблюдение множества других условий, неподвластных руководителю. При соблюдении этих условий наложение взыскания представляет собой факт хозяйственной жизни, последствия которого должны отражаться в бухгалтерском учете в том порядке, который предусмотрен ФСБУ для учета соответствующих расчетов и финансовых результатов. Кроме того, помимо взыскания с виновных лиц возможны и другие инструменты компенсации недостач, например, страхование.

 

40             

п.29

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в исключительных случаях за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

В случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих активов выше стоимости активов, оказавшихся в излишке, образовавшаяся разница отражается в порядке, установленном подпунктом «б» пунктами 27, 28 настоящего Стандарта.

Неясно, что подразумевается под словосочетанием «взаимный зачет». Что именно «допускается в исключительных случаях»? Пересортица в обычном понимании этого слова означает, что учетные данные по двум или более сортам разнонаправленно ошибочны: по одному сорту данные занижены относительно факта, по другому сорту – завышены. И те, и другие данные должны быть исправлены во ВСЕХ случаях, чтобы учет привести в соответствие с фактом.  Если их не исправлять, то непонятно, зачем проводилась инвентаризация. Если причины пересортицы свидетельствуют также об учетных ошибках по другим объектам, то ошибочные данные по ним тоже должны быть исправлены. Организация просто должна привести все учетные данные в соответствие с фактом, внеся исправления везде, где выявлено расхождение с фактом, как того требует пункт 4 ПБУ 22/2010. Здесь нет предмета для некоего «взаимного зачета». Вопрос может возникнуть только в отношении итоговой разницы, но это опять же не вопрос «взаимного зачета».

 

41             

п.30

Недостача Выявленное при инвентаризации уменьшение активов, для которые установлены нормы подвержены естественной убыли, отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) убыль ценностей в пределах норм относится по решению руководителя организации на затраты, относящиеся к производству продукции, работ, услуг или расходы на продажу при осуществлении торговой деятельности. При этом:

1) нормы убыли применяются лишь в случае выявления фактической недостачи активов;

2) убыль ценностей в пределах норм определяется после зачета недостач активов излишками по пересортице. При наличии недостачи активов после зачета по пересортице нормы естественной убыли отражается в порядке, установленном вторым абзацем пункта 27 настоящего Стандарта; (с учетом замечания 38 к пункту 27) применяются только по тому наименованию активов, по которому установлена

б) недостача; б) убыль активов сверх норм естественной убыли отражается в порядке, установленном подпунктом «б» первым абзацем пункта 278 настоящего Стандарта. (с учетом замечания 38 к пункту 27)

Убыль актива может быть «естественной», только если она обусловлена физическими свойствами объекта и характером его участия в операционном цикле. Естественная убыль является ОЖИДАЕМЫМ фактом хозяйственной жизни, который должен оформляться и регистрироваться в соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 9 и частей 1, 2 части 10 Федерального закона. При надлежащем выполнении указанных требований закона оформление и регистрация естественной убыли не имеет отношения к понятию «недостача», если только этот термин не используется в каком-то особом значении, отличном от его обычного понимания. При этом отражение последствий данного ФХЖ – включение естественной убыли в себестоимость запасов, в сумму капитальных вложений или отнесение на финансовый результат в составе расходов – регулируется ФСБУ по учету соответствующих активов или расходов и не может определяться решением руководителя.

В связи с тем, что инвентаризация может служить ИНСТРУМЕНТОМ получения первичной информации о таком ФХЖ, как естественная убыль, объединенный подпункт «д», «е» пункта 3 следует дополнить соответствующими словами (см. замечание 10 к подпунктам «д», «е» пункта 3).

Что касается выявленной при инвентаризации недостачи ценностей сверх естественной убыли, она должна отражаться в том же порядке, что и другие выявленные расхождения.

При этом понятие «нормы» естественной убыли не может использоваться в тексте Стандарта без определения этого термина и без указания на источник этих «норм».

 

42             

п.31

Решения о результатах инвентаризации, предусмотренные пунктами 28, 29 и 30 настоящего Стандарта, принимаются руководителем организации на основании предложений инвентаризационной комиссии.

Пункт противоречит части 3 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и пункту 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

 

43             

п.32 

Сведения о фактическом наличии активов и обязательств инвентаризируемых объектов, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета об активах и обязательствах, результаты инвентаризации подлежат оформлению документами инвентаризации (в частности, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости). Допускается применение документов, в которых объединены показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии активов или обязательств, и документов, содержащих результаты инвентаризации. 

См. обоснование к замечанию 2.

Перечень в скобках основан на устаревшей практике документооборота на бумажных носителях. Понятие «акт инвентаризации» по смыслу широкое и может пониматься как синоним понятия «документ инвентаризации». Под него подходит в том числе «инвентаризационная опись» и «сличительная ведомость».

 

44             

п.33

Формы документов инвентаризации определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Документы инвентаризации составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, хранятся и исправляются в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», утвержденным приказом Минфина России от 16 апреля 2021 г. № 62н (зарегистрирован Министерство юстиции Российской Федерации 7 июня 2021 г., регистрационный № 63814).

По вопросу хранения пункт противоречит статье 29 Федерального закона, так как требования к хранению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены частью 1 этой статьи, в то время как требования к хранению ДРУГИХ документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета (документы инвентаризации могут относиться только к ним), установлены частью 2 этой статьи. По вопросам составления и исправления данный пункт невозможно выполнить, так как Федеральным законом и ФСБУ 27 для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены РАЗНЫЕ требования. В каждом случае непонятно, какие из них следует применять. При этом отдельные требования (например, обязательные реквизиты) заведомо неприменимы в отношении документов инвентаризации.

В пункте следует изложить общеприменимые положения частей 4, 5 статьи 9 и частей 5, 6 Статьи 10 Федерального закона.

 

45             

п.34 абзац 1

Документ, содержащий сведения о фактическом наличии активов или обязательств инвентаризируемых объектов, должен:

См. обоснование к замечанию 2.

 

46             

п.34,
подп.«а»

а) быть составлен не менее чем в двух экземплярах;

Требование следует исключить как не применимое к документам в электронном виде.

Кроме того, подпункт не соответствует уровню регулирования ФСБУ, что подтверждается ФСБУ 27, который не опускается до регламентации количества экземпляров в отношении первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

 

47             

п.34,
подп.«б» подподп.1

содержать, в частности:

1) наименования или иные установленные организацией идентификационные признаки инвентаризуемых объектов, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

На практике в большинстве случаев организации используют для идентификации объектов учета не названия, а различного рода кодировки.

 

48             

п.34,
подп.«б» подподп.2

2) количество (прописью) порядковых номеров активов и общее количество (прописью) таких активов в натуральных единицах измерения, записанных на каждой странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (например, штуках, килограммах, метрах) эти активы показаны (на каждой странице документа);

Исключаются требования, не применимые к документам в электронном виде, а также требования, препятствующие использованию электронных инструментов обработки количественных данных.

 

49             

п.34,
подп.«б» после подподп.2

Дополнить новым подподунктом:

3) ссылку на фото- и (или) видео-материалы (при наличии), в которых зафиксировано наличие (отсутствие) инвентаризированных объектов;

Фиксация факта наличия (отсутствия) объекта путем фотографирования или видеозаписи широко распространена на практике, что должно находить отражение в документах инвентаризации.

 

50             

п.34,
подп.«б» подподп.3

3) отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов на последней странице документа с подписями лиц, производивших эту проверку;

Требование не применимо к документам в электронном виде.

Кроме того, в данном пункте речь идет о документе, содержащим сведения о ФАКТИЧЕСКОМ НАЛИЧИИ инвентаризируемых объектов, а не о стоимостной оценке активов и обязательств. Часть 2 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» исчерпывающе определяет содержание инвентаризации. Проведение стоимостной оценки этой статьей не предусмотрено. Стоимостная оценка объектов бухгалтерского учета производится в соответствии с частями 3, 4 статьи 8 и статьей 12 Федерального закона. Если в результате проверки фактического наличия возникла необходимость признания или списания актива или обязательства либо изменения учетных данных о нем, то необходимая для этого стоимостная оценка должна производиться в соответствии с требованиями ФСБУ по учету этого вида активов или обязательств (с учетом требований ПБУ 22/2010) специалистом, компетентным в этих стандартах, и фиксироваться в документах, предусмотренных Федеральным законом в статьях 9 и 10, а не в документе о фактическом наличии объектов.

 

51             

п.34
подп.«б» подподп.

4, 5

4) расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией фактического наличия активов в его присутствии, об отсутствии каких-либо претензий к членам инвентаризационной комиссии и принятии перечисленных в документе активов на ответственное хранение (в конце документа);

5) в случае смены материально ответственных лиц подписи лица, принявшего актив, и лица, сдавшего этот актив;

Требования не применимы к подавляющему большинству инвентаризируемых объектов (кроме некоторых видов запасов и основных средств исключительно при условии, что они являются предметами договора о полной материальной ответственности).

Кроме того, принятие имущества на ответственное хранение, регулируется договорными отношениями на основе положений гражданского законодательства, а не правилами бухгалтерского учета. ФСБУ не может возлагать на кого-либо обязанность принимать/сдавать имущество на ответственное хранение в связи с проведением каких-либо бухгалтерских процедур.

 

52             

п.34,
подп.«в»

в) быть подписан всеми член лицами, которые фиксировали фактическое наличие инвентаризируемых объектов ационной комиссии и соответствующим материально ответственным лицом.

Требования не применимы к подавляющему большинству инвентаризируемых объектов (кроме некоторых видов запасов и основных средств исключительно при условии, что они являются предметами договора о полной материальной ответственности).

Кроме того, документ о фактическом наличии каких-либо объектов могут подписывать только те лица, которые лично убедились в его наличии. Доступ всех участников инвентаризации к проверяемым объектам часто технически невозможен, а иногда опасен и даже законодательно запрещен.

 

53             

п.36

Документ, содержащий сведения о фактическом наличии активов или обязательств, не должен содержать незаполненные строки. В случае если на последней странице такого документа остаются незаполненные строки, эти строки должны быть прочеркнуты.

Пункт неприменим в условиях электронного документооборота.

 

54             

п.37

Исправление ошибок в документе инвентаризации производится во всех экземплярах этого документа, содержащего сведения о фактическом наличии активов или обязательств. Такое исправление должно быть подписано всеми членами инвентаризационной комиссии и соответствующим материально ответственным лицом.

В документе инвентаризации допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в документе инвентаризации должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Требования к исправлениям в документах инвентаризации должны быть применимы в условиях электронного документооборота и приведены в соответствие с частью 7 статьи 9 и частью 8 статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

 

55             

п.38

Суммы излишков и недостач активов в документах инвентаризации, указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

По сути речь идет не о документах инвентаризации, а об установлении требования обязательного денежного измерения излишков и недостач. Такое требование необоснованно и выходит за рамки ст.11 Федерального закона. Фактическое наличие соответствующих объектов (ч.2 ст.11 Федерального закона) может выявляться только в натуральных единицах (для финансовых активов и обязательств денежные единицы могут играть роль натуральных единиц). В этих же единицах выявляются расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Если же речь идет не о выявлении, а о регистрации выявленных расхождений (ч.4 ст.11 Федерального закона), то в этой части пункт лишен смысла, так как в бухгалтерском учете не может быть зарегистрировано никакой другой оценки, кроме «оценки в бухгалтерском учете».

 

56             

п.39

подп.а)

К документам инвентаризации приобщаются:

а) акты обмеров, технические расчеты, ведомости отвесов;

Непонятна цель введения документарной иерархии, почему названные здесь документы сами по себе не считаются документами инвентаризации, а приобщаются к неким вышестоящим документам инвентаризации. При необходимости достаточно было бы указать их в качестве примеров в пункте 32. Вместе с тем, это тоже нецелесообразно, так как названные здесь документы касаются узко специфичных объектов. Детализация такого уровня с охватом всех видов инвентаризируемых объектов потребовала бы перечень примеров на тысячах страницах текста.

 

57             

п.39

подп.б)

б) объяснения материально ответственных лиц о допущенной пересортице;

в) объяснения инвентаризационной комиссии о причинах, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц.

Пересортица представляет собой очень специфичный факт – один из тысяч, которые могут быть выявлены в результате инвентаризации, и при этом касается только отдельных видов запасов, не имея отношения к остальным активам и обязательствам. Детализация требований к документам до такого уровня с охватом всех видов инвентаризируемых объектов и возможных выявленных фактов потребовала бы описания специфики документарного оформления на тысячах страницах текста.

Кроме того, к предмету Стандарта относится выявление расхождений фактических данных с учетными, но не относится исследование причин этих расхождений и установление виновных лиц. Последнее требует процедур, компетенций и документов, принципиально иных, чем процедуры, компетенции и документы, требующиеся для выявления самих расхождений. При этом недопустимо одних и тех же лиц (например, инвентаризационную комиссию) наделять одновременно как функцией по выявлению расхождений, так и функцией по исследованию и объяснению их причин.

 

 


26.08.2022, 10:57 | 3538 просмотров | 995 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Инвентаризация"