Новый закон о консолидированной отчётности

Новый закон о консолидированной отчётности

27 июля 2010 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности», предусматривающий прямое применение международных стандартов (МСФО) в России. Это самый значимый шаг на пути перехода российского бухучёта на МСФО с конца прошлого века (когда о переходе на МСФО еще только начали говорить).

Пункт 3 Статьи 3 закона стоит процитировать дословно:

«На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчётности и признанные в порядке, установленном с учётом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

Важность этой нормы сложно переоценить. В настоящее время готовится также Постановление Правительства «Об утверждении Положения о порядке признания Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации», с выходом которого, в России начнут действовать не просто Международные стандарты, а авторизованные версии документов МСФО, в официальном русском переводе.

Конечно, о полном переходе на МСФО говорить пока рано. Закон распространяется лишь на компании, чьи ценные бумаги обращаются на организованном рынке, а также на кредитные и страховые организации независимо от обращения их ценных бумаг. Кроме того, действие данного закона (что следует уже из названия) распространяется лишь на консолидированную отчётность, то есть на отчётность компаний имеющих дочерние организации (впрочем, в России найдется не так много организаций, выпускающих ценные бумаги на организованный рынок, не имея при этом дочерних предприятий).

В то же время, консолидированная отчётность котирующихся компаний, а также банков и страховщиков — это продукт, который востребован инвесторами в первую очередь. И именно здесь применение МСФО имеет принципиальное значение.



Но, как говорится: «все не так просто, как на самом деле». С новым законом неизбежно возникнут и новые нерешенные вопросы, коих в российском бухучёте и так достаточно.

Бухгалтерский учёт — сложная и взаимосвязанная система. Нарушение её целосности, причем, на уровне основ нормативного регулирования, когда к решению отдельных задач применяются столь разные правила (и, по сути, разные законы), может привести к серьезным проблемам.

Сама идея «выдергивания» консолидированной отчётности из общей системы возникла от не вполне адекватного понимания того, что же такое «Консолидированная отчётность» и «Индивидуальная отчётность». Консолидация — это не способ составления особого вида отчётности. Это всего лишь один из аспектов составления финансовой отчётности как таковой. По сути — это способ показать в отчётности инвестиции в дочерние компании. Никаких других вопросов консолидированная отчётность не решает.

Стоит заметить, что в европейских странах МСФО также применяются непосредственно при составлегнии консолидированной отчётности (часто наряду с собственными стандартами для «остального» бухгалтерского учёта). Однако, это не значит, что этому виду отчётности там отводится некая важная роль.

Совсем наоборот!  Европейские страны выводят правила консолидации за пределы национального нормативного регулирования. Консолидированная отчётность составляется в ответ на запросы рынка. А государственным органам она попросту неинтересна.

Постановление Комиссии ЕС о применении МСФО предоставляет странам — членам ЕС возможность распространять правила международных стандартов и на индивидуальную отчётность. Страны, не реализовавшие такой возможности, неизбежно сталкиваются с проблемами, связанными прежде всего с разницей в применяемых стандартах.

Российские нормативные акты гораздо больше разнятся с МСФО, чем национальные стандарты европейских стран. Стало быть, и проблем у нас будет больше.

Какие требования предъявлять к организациям, котирующим свои ценные бумаги, но не имеющим инвестиций в дочерние компании? Ведь если нет инвестиций в дочерние организации, то и о консолидированной отчётности речи быть не может.



Но сегодня важность нового закона не в том, какие организации и в каких случаях будут применять международные стандарты, а в том, что благодаря этому закону сами МСФО получили в России официальную прописку.

Сфера применения консолидированной отчётности довольно узка — это подача информации, необходимой пользователям для принятия инвестиционных решений. Консолидированная отчётность не затрагивает многих аспектов экономических отношений, которых касается «обычная» бухгалтерская отчётность, составляемая по российским правилам.

Внедрение новых правил составления отчётности не может произойти вдруг, в одночасье, легко и безболезненно, поскольку здесь затрагивается слишком широкий спектр интересов различных структур (от инвесторов, до налоговиков).

Таким образом, применение МСФО в столь «узкой» области может стать своеобразной опытной площадкой для всего российского бухгалтерского учёта. Этот опыт будет безусловно полезен для дальнейшей разработки нормативных механизмов применения МСФО, а также для совершенствования собственных бухгалтерских стандартов.

Такой переход на МСФО может стать гармоничным и безболезненным.

14.07.2010 | 5467 просмотров