Рекомендации Р-39/2013-ОК Нефтегаз «Документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи»

 

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Разработана

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята ОК Нефтегаз 2013-06-14


 

РЕКОМЕНДАЦИЯ  Р-39/2013-ОК НЕФТЕГАЗ
«ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДОБЫЧИ»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Какие документы могут являться подтверждением коммерческой целесообразности добычи (далее КЦД)?

 

РЕШЕНИЕ

1. В соответствии с п. 22 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (далее – ПБУ 24/2011): организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр. Таким образом, организация самостоятельно устанавливает перечень документов,  подтверждающих КЦД.

2. Поисковые активы учитываются, как минимум, в разрезе участков недр, по которым организация имеет соответствующую лицензию [1]. В то же время, ПБУ 24/2011 не ограничивает организации в выборе менее крупных участков недр, в отношении которых организация оценивает КЦД. Такими единицами могут быть лицензионные участки и группы залежей, по которым принимаются отдельные решения о КЦД. В свою очередь, решение о подтверждении КЦД может быть принято только по тому участку недр, на который у организации существуют юридически оформленные права на разработку участков недр с целью последующей добычи полезных ископаемых.

3. Понятие КЦД предусматривает  вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (п. 2 ПБУ 24/11).

4. На основании п.2 ПБУ 24/2011 можно сделать вывод, что документальное подтверждение КЦД должно содержать:

  • расчеты, подтверждающие, что приведенная стоимость чистого денежного потока от добычи будет положительна, и что такой исход более вероятен, чем нет;
  • доказательства того, что организация обладает ресурсами для осуществления добычи в будущем.
  • информацию о наличии юридически оформленных прав на разработку участков недр с целью последующей добычи полезных ископаемых.

5. В случае, когда организация принимает решение о начале коммерческой разработки месторождения (в том числе в будущих периодах), данное решение подразумевает, что такая добыча на участке недр является коммерчески целесообразной. При этом сохраняют свою силу требования нормы п. 23 ПБУ 24/2011 о необходимости проверки признанных поисковых активов на обесценение, а также иные требования п. 23 ПБУ 24/2011[2]. Таким образом, в случае принятия решения о начале и сроках разработки (обустройства) месторождения и начале промышленной добычи, данное решение в целях бухгалтерского учета следует признать документом, подтверждающим КЦД.

6. Указанные в п.4 настоящего разъяснения критерии могут содержаться в следующих документах:

  • Протокол заседания ЦКР Роснедр (Федерального агентства по недропользованию);
  • Протокол инвестиционного комитета или иного органа, уполномоченного принимать решение о КЦД;
  • Результаты независимой оценки (отчеты оценщика);
  • Документы, свидетельствующие о принятии руководством экономического субъекта решения начать промышленную разработку участка недр.

7. Заключение органов организации (инвестиционный комитет, правление или иной орган, уполномоченный принимать решение о начале коммерческой разработки) о КЦД может основываться на собственных расчетах или заключениях государственных органов:

  • о запасах полезных ископаемых;
  • о продуктивности месторождения и стоимости добываемых полезных ископаемых;
  • о размере затрат на ввод месторождения в коммерческую разработку;
  • о наличии финансовых, материальных ресурсов  для начала и завершения обустройства месторождении;
  • о наличии необходимой инфраструктуры (линии электропередачи, подъездные пути, трубопроводы) обеспечивающей ввод месторождения в эксплуатацию или возможности (целесообразности) её возведения. 

8. На основании полученной информации инвестиционный комитет или иной орган организации принимает решение:

  • о начале и сроках строительства (оборудования) месторождения и начале промышленной добычи;
  • об отказе от дальнейшей разработки месторождения, либо о приостановлении работ на месторождении без отказа от дальнейшей разработки.

9. Момент признания КЦД и начало добычи, как правило, не совпадают, при этом момент признания КЦД предшествует началу коммерческой добычи полезных ископаемых.

10. Если по отдельным месторождениям осуществляется доразведка дополнительных участков недр (лицензионные участки, группы залежей и пр.), при этом ранее КЦД по данным участкам недр не оценивалась, экономический субъект применяет нормы пп. 1-9 настоящей Рекомендации в части, не противоречащей ПБУ 24/2011.

11. Если по отдельным участкам недр осуществляются дополнительные работы по доразведке, при этом ранее КЦД по данным участкам недр уже было подтверждено, при решении вопроса о капитализации или отнесения затрат на текущие расходы, экономический субъект применяет соответствующие нормы положений ПБУ 1/2008, ПБУ 6/2001, ПБУ 14/2007, ПБУ 10/99 и т.д., пп. 1-9 настоящей Рекомендации на такие дополнительные работы не распространяются.


[1] Согласно п. 5 ПБУ 24/2011: «поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами (далее - поисковые активы), как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых».

[2] Согласно п. 23 ПБУ 2011 при подтверждении коммерческой целесообразности добычи организация должна осуществить следующие последовательные действия:

а) провести проверку признанных поисковых активов на обесценение и в случае его подтверждения признать их обесценение;

б) перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов по остаточной стоимости (фактическим затратам с учетом, осуществленных переоценок за вычетом накопленных амортизации и обесценения);

в) прекратить признание последующих затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.

Поисковые активы учитываются, как минимум, в разрезе участков недр, по которым организация имеет соответствующую лицензию

15.07.2013, 23:49 | 15229 просмотров | 3878 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ