Концепция ФСБУ «Финансовые инструменты»

Проект разрабатывается

в соответствии с

Приказом МФ РФ №85н

от 07.06.2017 г.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Концепция ФСБУ «Финансовые инструменты»

 

Основные предпосылки:

  • Основа для стандарта – МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление», поскольку эти стандарты будут применяться в консолидированной финансовой отчетности.
  • ФСБУ не должен содержать прямых противоречий с МСФО, чтобы не закрыть возможность:
    • организациям следовать одной и той же учетной политике по МСФО и ФСБУ
    • разаботчикам ФСБУ обеспечить соответствие ФСБУ и МСФО
    • Текст ФСБУ по возможности должен использовать текст официального перевода МСФО, терминология должна быть идентична, чтобы уменьшить возможность разночтений и неверной трактовки.
    • Ввиду существенных различий МСФО (IFRS) 9 с действующими ПБУ должны быть предусмотрены:
      • достаточный переходный период
      • разработка методических указаний по переходу.

 

Основные проблемы/различия с действующими ПБУ:

  • В настоящее время в ряде ПБУ присутствует термин «рыночной стоимости», при этом определение данного понятия отсутствует и используются отсылочные нормы. Для возможности практического применения данного термина, в том числе, в рамках ФСБУ, необходимо ввести данное определение и унифицировать терминологию с МСФО.
  • Расчет эффективной процентной ставки и амортизированной стоимости по долговым инструментам (в ПБУ отсутствует).
  • Расчет резервов на основе ожидаемых кредитных убытков (в ПБУ расчет резервов гораздо менее регламентирован).
  • Обязательный учет инвестиций в долевые инструменты по справедливой стоимости.
  • Учет производных финансовых инструментов (ПФИ) и хеджирования (в ПБУ не регламентирован).
  • Учет модификаций финансовых активов и обязательств (в ПБУ не регламентирован).
  • Прекращение признания финансовых активов и обязательств (в ПБУ не регламентировано).
  • Обязательная классификация финансовых активов, характеристики денежных потоков по которым не отвечают «базовому кредитному соглашению», как переоцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток (в ПБУ не предусмотрена).
  • Выделение встроенных ПФИ из финансовых обязательств (в ПБУ не предусмотрено).
  • Классификация финансовых активов на основе бизнес-модели (в ПБУ не регламентирована).
  • Разделение пассивов на долевые инструменты и финансовые обязательства (в ПБУ следует юридической форме, в МСФО более сложная с целью отразить экономическую сущность).
  • Переоценка части инвестиций через прочий совокупный доход (ПСД) (в ПБУ не предусмотрена).

 

Предлагаемый подход к написанию ФСБУ:

  • Все основные подходы должны соответствовать МСФО.
  • В ФСБУ должна быть меньшая детализация и регламентация применения этих подходов, с тем, чтобы у организаций, не применяющих МСФО, была возможность применять иные, упрощенные методы по сравнению с МСФО.
  • Более подробные методы учета  (соответствующие МСФО либо упрощенные) формализуются  в Рекомендациях Фонда «НРБУ «БМЦ» или самостоятельно прописываются организациями в стандартах экономического субъекта.

 

Основные предполагаемые трудности при разработке и внедрении ФСБУ:

  • Учет по эффективной процентной ставке – это ключевое требование МСФО, которое требует реализации на уровне программного обеспечения. Это требует (а) дополнительных затрат со стороны организаций, (б) достаточного времени на внедрение. Кроме того, возможны дополнительные разницы с налоговым учетом – возможно, потребуется обсуждение с МФ РФ .
  • Вопрос об оценке справедливой стоимости предлагаем вынести за рамки данного ФСБУ, как более широкий (относящийся не только к финансовым инструментам). С другой стороны, необходимо понять, на что делать ссылку; проще всего для разработчиков сослаться на МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», но его применение может быть сложным для организаций. В любом случае, ссылка на те или иные указания должна быть обязательно (т.е., либо на МСФО (IFRS) 13, либо должны быть разработаны указания в рамках системы ФСБУ), иначе данный ФСБУ будет непригоден для практического применения.
  • Разделение пассивов на долевые инструменты и финансовые обязательства – необходимо проанализировать взаимодействие данных требований с законодательством, т.к. ФСБУ повлияет на те или иные показатели капитала, регулируемые законодательством.

 

ФСБУ предлагается разрабатывать и обсуждать по разделам, в следующем порядке:

  • «Классификация собственных долевых инструментов и финансовых обязательств».
  • «Классификация финансовых активов».
  • «Признание, прекращение признания и модификация финансовых активов и финансовых обязательств».
  • «Обесценение финансовых активов».
  • «Учет хеджирования».
  • «Раскрытие информации».
  • «Переходные положения».

18.08.2017, 11:51 | 4282 просмотров | 1817 загрузок

Категории: Проекты БМЦ