Итоги обсуждения предложений по проекту ФСБУ «Основные средства» ИПБ МР - Ложников И.Н. 29.08.2016г.

Замечания

по проекту федерального стандарта бухгалтерского учета

«Основные средства»

Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» (далее – проект стандарта) подготовлен в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг., утвержденной приказом Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н, и оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 62н.

В тоже время к ряду концептуальных положений проекта стандарта имеются серьёзные замечания. Кроме того, проект стандарта не содержит переходных положений по его применению.

Учтено. Добавлен раздел IX. Переходные положения (пункты 71 – 76)

 

Ниже приведены замечания и комментарии по отдельным положениям проекта стандарта.

 

п/п

Абзац, подпункт, пункт раздела проекта

Содержание замечания (предлагаемая редакция)

Обоснование комментария

Результат рассмотрения

 

1

2

3

4

 

 

1.

Абзац 5,подпункт «в», пункт 3, раздел Ӏ

Указанный абзац имеет следующее содержание «Актив, характеризующийся совокупностью указанных в настоящем пункте признаков, считается основным средством вне зависимости от того, является ли он завершенным готовым к использованию объектом, или находится в незавершённом состоянии на любой стадии создания (строительства, сооружения, изготовления.» Предлагается уточнить редакцию первого либо пятого абзацев пункта 3, содержащих повтор слов «характеризующиеся совокупностью». Самое же главное, трудно согласиться с концептуальным посылом Стандарта, при котором любые объекты (затраты) находящиеся в  незавершенном состоянии признаются основными средствами. Важнейший критерий признания основного средства – ввод его в эксплуатацию отсутствует.

При этом согласно пункту 8 основное средство в качества актива признается в момент, когда организацией понесены связанные с этим основным средством затраты. Отсюда возникают два вопроса. Первый: актив признается основным средством или основное средство признается активом? Второй: поскольку процесс приобретения, создания и пр. основного средства, как правило, растянут во времени, что считать моментом его признания в бухгалтерском учете – момент возникновения первых по времени затрат или когда сформируется себестоимость основного средства?

Считаем необходимым изменить концепцию признания активов в качестве основных средств.

Получается, что вырыли котлован под здание, и уже эти затраты основное средство. Но это нонсенс, данные затраты  и другие аналогичные расходы не могут быть использованы в ходе обычной деятельности, да  и стоимость будущего объекта достоверно определена ещё быть не может.

Концепция признания, изложенная в проекте, реализует концепцию МСФО. Изменить в этой части существующую российскую практику бухучета – одна из главных задач стандарта.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отступление от концепции признания и классификации основных средств, используемой в МСФО, требует веских оснований, которых нет.

 

2.

Подпункт «б» пункт 5, раздел Ӏ

В подпункте «б» пункта 5 указано, что положения настоящего стандарта не применяются к инвестицион- ной недвижимости. Однако ранее (см. подпункт «б» пункта 3) такие объекты уже не классифицировались как основные средства. Исключить дублирование.

 

Нормы взаимно дополняют друг друга. Исключение одной из них несет в себе риски проблем практического применения

 

3.

Подпункт «г», пункт 5, раздел Ӏ

Поскольку предметом проекта стандарта являются основные средства, включение в подпункт «г» пункта 5 слов «и другие внеоборотные активы», воз- можно, является излишним. Кроме того изменение назначения должно опираться на какой-либо управленческий акт, например, распоряжение руководителя организации о его продаже. И что самое главное, объект должен быть выведен из эксплуатации.

 

 

Учтено в части определения момента переклассификации. Пункт 58 дополнен соответствующим положением.

В части слов «и другие внеоборотные активы» редакция сохранена с целью корректного использования сокращения «долгосрочные активы к продаже» (пп.«г» п.3).

 

4.

Пункт 6,  раздел Ӏ

Предлагается уточнить определения:

- «Актива» как ресурса, способного приносить экономические выгоды. При таком расширительном толковании, все трудовые ресурсы должны быть активами. Предлагаем изменить формулировку, например, актив это имущество контролируемое организацией … далее по тексту;

- «Себестоимости основных средств» - приведенное в пункте 6 определение не соответствует содержанию данной категории, поскольку затраты на приобретение, создание и улучшение основного средства осуществляются не с целью извлечения экономических выгод, а с целью получения основного средства.

 

Трудовой ресурс не признается активом потому что он не контролируется, а не потому что он является «трудовым». Если бы современные МСФО применялись в условиях крепостного или рабовладельческого права, то работники признавались бы активами.

 

 

Это одно и то же

 

5.

Пункт 9, раздел ӀӀ

Предлагаемые в пункте 9 условия признания основного средства в качестве актива применимы, например, к долгосрочным вложениям в акции или облигации. Применительно к основным средствам, согласно п.п.8 и 9, соответствующим активом (основным средством) признаются любые поне- сенные затраты или возникновение обязательств связанных с их приобрете- нием, вне зависимости от факта ввода объекта в эксплуатацию. Такой подход может привести к формированию фиктивной собственности.

 

В стандарте разграничены вопросы классификации актива и вопросы признания актива – так как это сдлано в МСФО. Критерии признания актива для финансовых вложений могут совпадать с аналогичными критериями для основных средств. Но при этом активы будут по разному классифицироваться.

Вопросы собственности не регулируются правилами бухучета

 

6.

Пункт 10, раздел ӀӀ

В пункте 10 предлагается считать объектам учета основных средств «существенную часть стоимости основных средств». А что делать с несущественной частью и что это такое «существенная» и «несущественная» часть стоимости основных средств - об этом не сказано. Кроме того, определению объекта учета основных средств, приведенному в первом абзаце пункта 10 («Объектом учета основных средств является существенная часть стоимости основных средств, в отношении которой может быть определен самостоятельный продолжительный период поступления будущих экономических выгод в организацию.») не соответст- вуют примеры объектов учета, приведенные ниже в подпунктах «в» - «г».

 Каким образом, плановый ремонт (например, капитальный ремонт или техобслуживание) может быть самостоятельным объектом основных средств??  ведь его (их) стоимость не увеличивает стоимости основного средства. Предлагаем подпункты «в» и «г», пункта 10 исключить. 

 

Принятие п.п. «в» и «г», приведет к многократному увеличению количества объектов учета (основных средств). Но самое главное, что это текущие затраты, а не затраты капитального характера.

Учтено частично – в проекте оставлено только определение единицы учета основных средств исходя из целей амортизации. Понятие «объект основных средств» не используется

 

Несоответствий между определением и примерами не усматривается.

 

Подпункты «в» и «г» необходимы как раз для изменения российской практики бухучета в этой части с целью ее приведения в соответствии с МСФО.

 

7.

Пункт13 и 14, раздел ӀӀӀ

В п.п. 13 и 14 раскрываются понятия приобретения,  создания и улучшения основных средств. В частности одной из указанных форм является приобретаемое « в) сырье, материалы, комплектующие, запчасти и другие аналогичные предметы, необходимых для создания и улучшения основных средств». В этом плане некорректно, квалифи- цировать приобретение материалов для создания и улучшения основных средств,  в качестве объекта основных средств. Предлагаем подпункт «б», «в» п.13 исключить.

Основное средство, это не просто затраты, а объект способный производить продукцию, использоваться для выполнения работ,  оказания услуг, целей обеспечения управления организацией. В противном случае, можно дойти до абсурда, когда любые ресурсы предназначенные для приобретения и создания основных средств будут считать основными средствами, например денежные средства на расчетном счете предназначенные для покупки и строительства объектов основных средств.  

В первом параграфе IAS 16 сформулирована цель этого стандарта: дать пользователю возможность делать выводы об инвестициях организации в основные средства. В какой стадии находятся эти инвестиции – вопрос второстепенный, хотя тоже важный.

Одна из задач ФСБУ – привести практику российского бухучета в соответствии с МСФО, чтобы пользователи российской отчетности тоже могли получать из нее полезную информацию: в первую очередь об инвестициях в основные средства, и лишь во вторую очередь о том, в какой стадии находятся эти инвестиции.

 

8.

Пункт 18, раздел ӀӀӀ

Пункт 18  раздела ӀӀӀ противоречит п. 17 этого же раздела. Привести в соответствие с п. 17.

 

Противоречий не усматривается

 

9.

Подпункт «д», пункт 24, раздел ӀӀӀ

Непонятен механизм отражения в учете операций по отпуску материалов сверх установленных норм. Было бы целесообразным его конкретизировать – например списание на финансовые результаты. Трудно согласится с порядком учета брака, т.к. нельзя огульно считать любые потери от брака «ненадлежащей организацией процесса получения основных средств». дело в том, что современный уровень технологий в мире не гарантирует производство от указанных потерь. Более того, даже в плановых калькуляциях предприятий ряда отраслей содержится статья потери от брака (металлургия, стекольная промышленность и др.). Поэтому в части потерь от брака следует указать… «за исключением неизбежных потерь».

 

Такое дополнение потребует объяснения понятия «неизбежные потери».

 

10.

Подпункт «и», пункт 24, раздел ӀӀӀ

Считаем наличие тезиса об исключении «затрат на перемещение, удаление или ликвидацию ранее эксплуатировавшихся других основных средств организации, независимо от того, является ли такое перемещение, удаление или ликвидация необходимым для получения новых основных средств» недостаточным,  упрощающим ситуацию и в конечном счете ошибочным. Подпункт «и» следует переработать, с учетом экономического содержания указанных работ.

 

Необходимо указать куда затраты на перемещение, удаление или ликвидацию должны относится, т.к. они в ряде случаев являются неизбежными и экономическими оправданными. Например, демонтаж строений и  отселение людей при прокладке дорог и т.п. По нашему мнению, самое правильное было бы производить данные расходы в пределах (за счет) средств сметы на строительство подобных объектов, как расходы, не увеличивающие первоначальной стоимости работ. 

Здесь речь идет лишь о ликвидации того, что уже ранее было признано активом, выгоды от которого организация уже получила ранее и признала соответствующие финансовые результаты.

Снос строений, не являвшихся  ранее активами организации, жилья, отселение людей  к этому подпункту не имеет отношения.

 

11.

Пункт 55. Раздел V

Согласно, пункта 55 «Амортизация после начала ее начисления не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения активного использования основных средств, например, консервации основных средств), за исключением случая, указанного в пункте 57 настоящего Стандарта». Непонятно. За счёт чего будет начислять амортизацию при консервации объектов основных средств. По-видимому за счет финансовых результатов. Фразу по консервации исключить.

 

 

В условиях обострения международной обстановки, для предприятий ВПК, перевод оборудования и части мобилизационных мощностей на консервацию является условием существования страны. Поэтому требование сохранения режима начисления амортизации по законсервированным мощностям приведет к банкротству указанных организаций ВПК, а это подрыв обороноспособности государства.

Амортизация в стандарте не начисляется «за счет» чего-либо (п.36). Вопрос включения амортизации в состав расходов или в стоимость актива урегулирован в п.53.

Банкротство организаций обусловлено их реальным экономическим состоянием и не может быть предотвращено путем приукрашивания данных бухгалтерского учета. А отказ от амортизации в период консервации – это приукрашивание, поскольку основное средство в периоды простоя (за редкими исключениями) не перестает терять способность приносить экономические выгоды. По крайней мере на этой посылке основаны положения МСФО.

 

12.

Пункт 60, раздел VӀ

В пункте 60 указано, что «60. Организация проверяет основные средства на обесценение и учитывает изменение их стоимости вследствие обесценения в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности». В тоже время отсылка к МСФО, не снимает с методолога обязанности определить (сформулировать) конкретный порядок отражения в учёте данной операции. В случае, затруднения в изложения указанных правил, ссылку на МСФО исключить, а возможно и весь пункт.

 

Ссылка на МСФО по вопросу обесценения – это принципиальная позиция, на которой строились решения о включении проектов федеральных стандартов в программу их разработки.

 

 

13.

Подпункт «а», пункта 69, раздел  VӀӀӀ

Подпункт «а» пункта 69 (авансы в связи с получением основных средств) не характеризует объект бухгал- терского учета «основные средства», поскольку не коррелируют напрямую с себестоимостью вновь полу- ченных основных средств в обозримом будущем.

 

 

Авансы на основные средства – это уже осуществленные инвестиции в основные средства. В этом смысле для пользователя отчетности важно, чтобы они показывались вместе с основными средствами, хотя и обособленно (по отдельной строке).

 

14.

Подпункт «в», пункта 69, раздел  VӀӀӀ

Подпункт «в» пункта 69 требует уточнения: к готовым к использованию основным средствам относятся фактически используемые или еще не используемые в производственном процессе основные средства (простаивающие)?

 

Учтено. Редакция подпункта «в» уточнена (п.61)

 

 

 

03.10.2016, 22:21 | 3788 просмотров | 1629 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Основные средства"