Предложения по проекту ФСБУ «Некоммерческая деятельность» 29-11-19 Бакаев А.С.

Представленный Бухгалтерским методологическим центром для общественного обсуждения проект Федерального стандарта бухгалтерского учета «Некоммерческая деятельность» (далее - Стандарт) вызывает множество вопросов по его содержанию и возможности применения.   

1. В Стандарте не приведено понятие «некоммерческая деятельность», несмотря на то, что выведено в название разрабатываемого документа. Это особенно важно в случае, как указано в абзаце втором пункта 1 осуществления коммерческими организациями некоммерческой деятельности (в законодательстве Российской Федерации отсутствует раскрытие данного понятия).

УЧТЕНО. Пункт 3 изложен в новой редакции с установлением перечня условий, характеризующих некоммерческие программы коммерческих организаций 

Из содержания абзаца первого пункта 1 неясен состав, содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете некоммерческих организаций. Помимо поступлений средств и расходования средств, раскрываемых в разделах П и Ш Стандарта, некоммерческие организации учитывают и другие объекты бухгалтерского учета, приведенные в статье 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете», на что косвенно указано в пункте 3 Стандарта. Видимо необходимо раскрыть содержание о какой информации идет речь для некоммерческих организаций при ведении бухгалтерского учета и какая информация подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

УЧТЕНО. Уточнены формулировок пункта 1, пункта 5 и Главы VIII 

2. К Стандарту не представлено приложение о форме отчета о целевом использовании средств. В связи с этим неясно как отражаются в отчете продекларированные в Стандарте нормы об обменном и необменном поступлении средств. Каким образом в отчете о целевом использовании и в бухгалтерском учете отражается использование целевого капитала и свободного капитала. Каким образом раскрывается информация в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации транзитные ценности.

УЧТЕНО. Стандарт дополнен Приложениями 1 и 2 

3. В пункте 14 Стандарта вводится понятие капитала некоммерческой организации как разница, полученная путем вычета из ее активов всех ее обязательств. Указанная разница у коммерческих организаций считается чистыми активами («расчетная величина») и которые не учитываются на счетах бухгалтерского учета.

Из содержания пунктов 15-17, 21 Стандарта вытекает, что указанная разница делится на две части: «целевой капитал» и «свободный капитал»,  по которым должен быть организован соответствующий учет  для получения информации, необходимой для заполнения бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, а также пояснения к ним), т.е. в бухгалтерском учете некоммерческой организации должны использоваться синтетический счет (счета) для обобщения информации о движении средств («поступления средств», «расходование средств», формирование остатков «целевого капитала», «свободного капитала»).

УЧТЕНО путем уточнения формулировок пунктов 25 – 28 (глава VI). Деление капитала НКО на две части корреспондирует со сложившейся в России практикой учета в НКО. В частности, обособление «Фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества» от остального «Целевого финансирования» в России является аналогом принятого в других странах обособления средств, ограниченных в использовании, от остальных средств. Стандарт призван урегулировать данную дифференциацию капитала с учетом мировой практики и международных стандартов, установив критерии дифференциации и уточнив используемую терминологию.

Термин «капитал» выбран по результатам многократных целевых обсуждений из всех предлагавшихся альтернативных терминов как наиболее оптимальный с учетом тщательного взвешивания преимуществ и недостатков каждого варианта. 

4. В пунктах 5 и 9 предлагается изменения стоимости активов и обязательств в связи с изменением их оценки, в случаях, например переоценки, создания или увеличения резерва под обесценение, признания курсовых разниц, изменения оценочных значений, др., учитывать обособленно от поступлений средств (расходования средств). Механизм отражения в бухгалтерском учете указанных изменений в Стандарте не изложен и неясна корреспонденция счетов (при этом никаких изменений в действующие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету по учету курсовых разниц, переоценки, резерва под обесценение разработчик не представил).

УЧТЕНО путем уточнения формулировок пунктов 1, 5, 11 и 15

5. Нормы, связанные с вводимыми Стандартом понятием «транзитные ценности», непроработаны.

Одним из требований к бухгалтерскому учету, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», является денежное измерение объектов бухгалтерского учета.

Стандарт вводит в качестве объекта бухгалтерского учета транзитные ценности, к которым отнесены индивидуально-определенные вещи (видимо необходимо указать за исключением денежных средств и денежных эквивалентов). Указанные ценности должны учитываться по тексту Стандарта за балансом. Что имеется ввиду, остается неясным, видимо речь идет о забалансовом счете, предназначенном для обобщения соответствующей информации. При этом следует учитывать, что индивидуально-определенные вещи должны быть в некоммерческой организации быть на хранении (материальной ответственности в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации) у соответствующего лица. 

Вводя понятие «индивидуально-определенные вещи» следует учитывать, что оно не раскрыто в Гражданском кодексе Российской Федерации (несмотря на применение такого понятия в статье 398) и имеет неоднозначные трактовки при рассмотрении в судебной системе России.

УЧТЕНО. Глава IV изложена в новой редакции, учитывающей совокупность поступивших предложений по данному вопросу (пункты 17 – 20). Положения ГК РФ представляются достаточными для использования понятия «индивидуально-определенные вещи» в тексте Стандарта. Не усматриваются риски неадекватного применения положений Стандарта из-за вариативности возможных трактовок данного понятия. Вопросы материальной ответственности лиц при осуществлении хранения ценностей не являются предметом Стандарта.

6. В пункте 10 среди видов расходования средств приведена «амортизация внеоборотных активов». В соответствии с действующими стандартами бухгалтерского учета (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов») по объектам основных средств и нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется (по ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисленного линейным способом).

До утверждения новой редакции федеральных стандартов бухгалтерского учета по учету основных средств, нематериальных активов и иных видов внеоборотных активов, из проекта Стандарта следует исключить упоминание об амортизации у некоммерческих организаций.

УЧТЕНО в ФСБУ 6/2020 «Основные средства», предусматривающим амортизацию основных средств некоммерческих организаций (утвержден приказом Минфина России № 204н от 17 сентября 2020 г.). В соответствии с утвержденной Минфином России Программой разработки федеральных стандартов принятие стандарта «Нематериальные активы» предполагается раньше, чем стандарта «Некоммерческая деятельность».

7. В соответствии с Федеральном законом «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет право на осуществление предпринимательской деятельности. В проекте Стандарта данный вопрос не нашел отражения как по отражению операций в бухгалтерском учете, так и формированию и раскрытию информации о доходах, расходах, финансовых результатах от предпринимательской деятельности в бухгалтерской отчетности.

УЧТЕНО. Уточнены формулировки пунктов 1, 5, 11 и 15. Главы VII и VIII дополнены соответственно пунктами 36 и 40.

8. Абсолютное большинство некоммерческих организаций имеют небольшой объем деятельности и, следовательно, не содержат штатного бухгалтера с высокой квалификацией. 

Минфин России 26 декабря 2017 г. выпустил методические материалы «Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих организаций».  Разработчики Стандарта полностью проигнорировали данный материал. По нашему мнению, в Стандарте должны быть приведена возможность применения некоммерческими организациями упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (см. часть 4 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

УЧТЕНО (5-й абзац п.10; 2-й абзац п.14; пункт 18; 2-е предложение п.20; 1-е предложение п.22; 2-е предложение п.30; 2-й абзац п.35; 6-й абзац п.39; 2-е предложение п.40; пункт 42; Приложение 2)

9. Изложение Стандарта должно быть максимально четким и простым для лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета, и лиц, использующих информацию из бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций.

УЧТЕНО. Все формулировки стандарта максимально упрощены.

 

29.11.2019                                                                    

А.С. Бакаев 

                                      заслуженный экономист Российской Федерации,

                                      д.э.н., главный специалист ООО «КСАБ»

04.04.2021, 20:45 | 3369 просмотров | 1432 загрузок

Категории: Проект ФСБУ "Некоммерческая деятельность"