Предложения по проекту ФСБУ «Некоммерческая деятельность» 11-12-19 Ассоциации "Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций"

 

1

2

3

4

5

№ п/п

Пункт (абзац, раздел)

Имеющаяся редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование и комментарии

Результат обсуждения

 1

Аб.2 п.1

Настоящий Стандарт распространяется на все виды некоммерческих организаций, в том числе…

Абзац исключить

Описание форм НКО уже дано в гражданском законодательстве и законодательстве об НКО, повторение этих вопросов в стандарте нецелесообразно.

Предложение о необходимости указания конкретных форм вносилось ранее Фондом Тимченко

2

Аб.2 п.1.

нет

Настоящий стандарт не применяется государственными корпорациями и государственными компаниями.

Госкорпорации/госкомпании имеют очень специфическое правовое положение. Госструктуры обычно ведут учет по правилам, установленным для бюджетных организаций. Такой же подход возможно более оправдан и для госкорпораций/госкомпаний.

Сфера применения бюджетных стандартов определена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Данный Стандарт не может ее менять

3

П.2

Коммерческие организации применяют настоящий Стандарт в случае осуществления ими некоммерческой деятельности в отношении информации о такой деятельности. При этом для целей настоящего Стандарта некоммерческой деятельностью коммерческой организации считается осуществление ею программ, преследующих благотворительные, культурные, образовательные, социальные и иные общественно полезные цели, при условии, что такие программы не нацелены прямо или косвенно на извлечение дохода.

Коммерческие организации применяют настоящий Стандарт в случае осуществления ими некоммерческой деятельности в отношении информации о такой деятельности. При этом для целей настоящего Стандарта некоммерческой деятельностью коммерческой организации считается осуществление ею программ, преследующих благотворительные, культурные, образовательные, социальные и иные общественно полезные цели, при условии, что такие программы не нацелены прямо или косвенно на извлечение дохода и не нацелены преимущественно на сотрудников организации.

При исходном определении в сферу действия стандарта попадают внутрикорпоративные программы поддержания лояльности собственных сотрудников. Данные вопросы требуют особого регулирования, которого в стандарте в настоящее время нет.

УЧТЕНО путем уточнения редакции п.2

4

Наименование раздела II

Раздел II. Поступления средств.

Раздел II. Поступление средств

 

УЧТЕНО

5

П.5 и п.11

Не является поступлением средств увеличение балансовой стоимости актива или уменьшение балансовой стоимости обязательства в связи с изменением его оценки…

Не является расходованием средств уменьшение балансовой стоимости актива или увеличение балансовой стоимости обязательства…

Исключить.

В большинстве НКО любые переоценки, включая курсовые разницы, в конечном итоге относятся на увеличение / уменьшение остатков целевого финансирования за неимением других статей, куда можно было бы такие расходы отнести. Таким образом п.5 и 11 по сути противоречат специфике НКО

Классификация поступлений и необходимость их обособления от переоценок относится к показателям за период и не зависит от того, какие именно остатки при этом затрагиваются

6

П.8. аб.1

Если иное не установлено настоящим пунктом, необменное поступление признается на раннюю из следующих дат:

Если иное не установлено настоящим пунктом, необменное поступление может признаваться на одну из следующих дат в соответствии с учетной политикой организации:

Исходная формулировка этого пункта ФСБУ ведет к начислению обещанного целевого финансирования по формальным основаниям (наличие подписанного договора и т.п.). При этом Сложившаяся практика отношений доноров и получателей средств предполагает фактическое отсутствие у НКО права требования обещанных средств, вне зависимости от того, что написано в договорах и законодательстве. Наличие подписанных договоров пожертвований по факту никого ни к чему не обязывает ни по срокам, ни по объемам. Поэтому начисление обещаний приведет к неизбежному искажению отчетности.

УЧТЕНО путем уточнения редакции пп. а) п.8

7

Наименование раздела III

Раздел III. Расходования средств

Раздел III. Расходование средств

или

Раздел III. Использование средств

 

УЧТЕНО

8

 

 

Дополнить раздел III пунктом следующего содержания:

При осуществлении расходов в счет целевого финансирования ожидаемого к поступлению в будущем, такие расходы признаются в качестве расходов будущих периодов с последующим отнесением на расходы отчетного периода по мере получения целевого финансирования, в счет поступления которого данные расходы были сделаны.

Стандартом не раскрыты вопросы порядка отражения расходов без источника целевого финансирования (расходование заемных средств, разрешение донора распространить правоотношения, возникающие из договора пожертвования на события, возникшие до даты подписания договора и / или до даты перечисления средств и т.п).

Предлагаемая формулировка в целом аналогична подходу, используемому в организациях госсектора.

Увязка расходов с конкретным источником финансирования применима только к случаям открытия специального банковского счета либо к случаям передачи индивидуально-определенной вещи. В остальных случаях такая увязка является заведомо фиктивной.

9

П.13

Расходование средств учитывается в разрезе направлений расходования (расходы на целевые мероприятия…

Исключить

Организация вправе сама определить в каких разрезах вести учет, чтобы обеспечить формирование качественной бухгалтерской отчетности.

Задача Стандарта в том, чтобы такие вопросы унифицировать. Иначе Стандарт не нужен.

10

П.14

Безвозмездно полученные организацией индивидуально-определенные вещи, которые должны быть переданы ею другим лицам, учитываются в качестве транзитных ценностей.

Безвозмездно полученные организацией индивидуально-определенные вещи, которые должны быть переданы ею другим лицам, могут учитываться в качестве транзитных ценностей.

Применение в обязательном порядке подхода, сформулированного в разделе IV проекта ФСБУ, сделает невозможным учёт целевых поступлений в натуральной форме, на счёте по учёту целевого финансирования.

Существуют некоммерческие организации, для которых такие поступления являются главным источником финансирования и основной деятельностью. Введение слова "могут" позволит устранить названную проблему.

Транзитные ценности  целевые поступления в натуральной форме – разные объекты учета. Их обособление друг от друга не может оставляться на усмотрение организации. Забалансовый учет транзитных ценностей не препятствует учету целевых поступлений в натуральной форме и не связан с этим учетом. Аналог транзитных ценностей в коммерческой деятельности – товары, принятые на комиссию.

11

П.17

В целях настоящего Стандарта под трудом волонтеров понимается добровольный труд физических лиц для целей деятельности некоммерческой организации, ради которых она создана.

В целях настоящего Стандарта под деятельностью волонтеров понимается безвозмездная деятельность физических лиц для целей деятельности некоммерческой организации, ради которых она создана.

Любой труд, если он не принудительный, является добровольным.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» в отношении волонтеров использует не термин «труд», а «деятельность»

УЧТЕНО путем уточнения редакции п.2. Стандарт не касается волонтерской деятельности в целом, а касается только труда волонтеров.

12

П.18

Поступление от труда волонтеров признается в том случае, если в результате этого труда создается объект, признаваемый некоммерческой организацией в качестве актива, и стоимость такого актива при признании превышает сумму затрат, понесенных некоммерческой организацией на обеспечение труда волонтеров, в результате которого создан актив. В таком случае поступление средств признается в сумме указанного превышения.

Поступление от деятельности волонтеров признается в том случае, если в результате этого труда создается объект, признаваемый некоммерческой организацией в качестве актива.

Стоимость актива должна определяться единообразно в соответствии с другими стандартами. Определение стоимости актива как разницы между рыночной стоимостью актива и оценкой затрат на обеспечение работ волонтеров создаст в учете искаженную картину о стоимости таких активов.

УЧТЕНО в текущей формулировке п.18 и п.19. Отмеченные слова исключать нельзя, так как они позволяют увязать оценку актива по правилам других Стандартов с суммой затрат, фактически понесенных НКО. Иначе эти затраты невозможно будет включить в первоначальную стоимость актива. В размере разницы оценивается не сам актив, а только чистая выгода, поступившая от волонтера.

13

П.20

В случае если труд волонтеров приводит к созданию актива, стоимость которого при признании меньше суммы затрат, понесенных организацией на обеспечение труда волонтеров, организация признает расходование средств в размере указанной разницы. В случае если труд волонтеров не приводит к созданию актива, организация признает расходование средств на всю сумму затрат, понесенных организацией на обеспечение труда волонтеров.

Организация признает расходование средств на всю сумму затрат, понесенных организацией на обеспечение деятельности волонтеров.

Вне зависимости от того, создается деятельностью волонтеров актив или нет, организация должна признавать полную величину затрат, связанную с деятельностью волонтеров.

УЧТЕНО. Пукт 20 изложен в новой редакции и уточнена редакция пп.а) п.28.

14

П.23.

Ограниченными средствами организации считается часть ее капитала, в отношении которой существуют ограничения на расходование средств в связи с наличием у организации обязанности расходовать средства только на определенные цели, определенным способом или в определенное время исходя из условий, установленных предоставившим средства лицом

Ограниченными средствами организации считается часть ее капитала, в отношении которой существуют ограничения на расходование средств в связи с наличием у организации обязанности расходовать средства только на определенные цели, определенным способом или в определенное время.

Помимо лица, предоставившего средства, ограничения могут быть установлены и другими способами. Например, остаток средств целевого финансирования, необходимый для покрытия ежегодной амортизации, фактически не может быть использован ни на что другое. Обязательные резервы, сформированные в соответствии с требованиями законодательства, также не могут быть использованы на другие цели. Законодательством (275-ФЗ) предписан раздельный учет и существенные ограничения на использование средств целевого капитала и т.д.

Законодательные ограничения не являются ограничениями в смысле целей данного Стандарта. В частности, «покрытие амортизации» или «покрытие убытков» по экономическому содержанию не требуют фактического расходования средств и поэтому не являются ограничениями.

15

П.23 пп. «б», аб.2

Также ограниченными средствами организации считается часть ее капитала в размере дебиторской задолженности, признанной в связи с признанием необменного поступления на дату, указанную в подпункте «а» пункта 8 настоящего Стандарта, до наступления даты, указанной в подпункте «б» пункта 8 настоящего Стандарта.

Исключить

Обещания целевого финансирования, пусть даже закрепленные в договорах, правильней не признавать, чем признавать ограниченными в использовании средствами (см. предложения к п.8)

УЧТЕНО путем уточнения редакции пп. а) п.8

16

П.24 аб.2

В составе свободных средств обособленно учитываются суммы, в отношении которых управляющими органами организации принято решение расходовать средства только на определенные цели, определенным способом или в определенное время.

Исключить

Выделение в составе свободных средств, средств ограниченных в использовании вызывает неоправданное усложнение учета. Все ограниченные в использовании средства должны быть показаны в составе ограниченных в использовании средств.

Норма уточняет уже существующую практику учета. Обособление «Фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества» от остального «Целевого финансирования» в России является аналогом принятого в других странах обособления средств, ограниченных в использовании, от остальных средств. Создания в составе капитала специальных «резервов» или «фондов» является аналогом обособления средств, по которым руководством организации приняты решения. Эти средства нельзя показывать как ограниченные, когда организация ограничивает сама себя. Стандарт призван урегулировать существующую дифференциацию капитала с учетом мировой практики и международных стандартов, установив критерии дифференциации и уточнив используемую терминологию. Здесь учет не усложняется, так как объектов учета не становится больше. Просто их учет упорядочивается.

17

П.24 аб.3

В случае если величина ограниченных средств организации превышает величину ее капитала, свободные средства учитываются и представляются в бухгалтерской отчетности в качестве отрицательной величины

Исключить

Расходы без источника могут осуществляться в том числе за счет ограниченных в использовании средств (например, расходы в счет ожидаемого к поступлению ограниченного в использовании пожертвования). Отражение такого перерасхода в составе свободных средств неправомерно.

Норма никак не касается расходов. Она касается исключительно чистых активов по состоянию на отчетную дату.

18

П.26

В отчете о целевом использовании средств представляются начисления прав на получение средств и начисления обязательств по их выплате (движение средств по принципу начисления), а также фактические поступления и выплаты денежных средств (движение средств по кассовому принципу).

В отчете о целевом использовании средств расходование средств представляется по принципу начисления.

В соответствии с Законом о бухучете ОДДС не является обязательным для НКО. В этой связи вводить ОДДС как отдельный отчет а равно и как часть ОЦИС – является необоснованным ужесточением требований для некоммерческих организаций в части их отчетности.

На обсуждение. Ранее были предложения синтезировать в отчете оба подхода.

19

П.28

Расходование средств представляется в отчете о целевом использовании средств по направлениям расходования и по расходуемым ресурсам. При этом должно быть обеспечено отдельное представление:

а)       расходования средств, приводящие к уменьшению ограниченных средств и свободных средств;

б)       расходования денежных средств и выбытия неденежного имущества (имущественных прав);

в)       расходов, обеспечивающих деятельность организации, и выбытий активов, являющихся предметом этой деятельности

В отчете о целевом использовании средств расходования средств, приводящие к уменьшению ограниченных средств и свободных средств представляются отдельно.

 

Предлагаемая в проекте ФСБУ версия структуры ОЦИС крайне усложнена и ведет к формированию многоуровневой отчетной формы. Практическая ценность такого усложнения непонятна.

Практическая ценность этой информации подтверждается международной практикой, в том числе, закрепленной в международных стандартах. При этом из отчета можно убрать массу показателей, которые действительно никому не нужны.

20

П.35

 

Сделать первым пунктом раздела VIII. Раскрытие информации в отчетности

 

Нарушится последовательность положений Стандарта

21

П.32, 33

 

Исключить

Не несут дополнительной информации по сравнению с другими разделами стандарта.

В отношении п.32 дублирования нет.

В отношении п.33 – вопрос на обсуждение.

22

П.34 «б», «в»

б) отчет об изменениях в капитале – в случае значительных изменений в капитале, не связанных с поступлением и расходованием средств;

в) отчет о движении денежных средств – в случае значительных различий между движением средств по принципу начисления и движением средств по кассовому принципу, когда большая часть начислений и платежей по ним приходится на разные отчетные периоды.

Указанные в подпунктах «а» – «в» настоящего пункта отчеты составляются некоммерческой организацией применительно к правилам их составления коммерческими организациями.

Исключить подпункты «б» и «в», соответственно изменить последний абзац пункта об использовании «коммерческих» правил составления отчетов.

Пункт «б» выглядит неприменимым для некоммерческих организаций (НКО), либо нуждается в дополнительных разъяснениях в связи с отсутствием в  НКО акционерного капитала, а равно и большинства других показателей, отражаемых в разделе Капитал коммерческих организаций.

Пункт «в»: по закону о бухучете ОДДС не является обязательным для НКО. Требование включить ДДС в раскрытия не меняет сути – это все равно ОДДС, не требуемый по закону.

Учитывая специфику НКО, ни отчет о ДДС, ни тем более отчет об изменениях в капитале нельзя составить исключительно по «коммерческим» правилам.

Раскрытие такой информации закреплено в международных стандартах Почему в других странах такие требования уместны, а в России – неуместны?

 

10.01.2020, 23:40 | 242 просмотров | 64 загрузок

Категории: Проект ФСБУ "Некоммерческая деятельность"