Рекомендация Р-Х/2024-КпР «Несущественная статья минимального перечня»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

к заседанию Комитета по рекомендациям (КпР)
26 сентября 2024

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2024-КпР

«НЕСУЩЕСТВЕННАЯ СТАТЬЯ МИНИМАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в пункте 7.4) дает возможность организациям выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности, без применения основных правил формирования учетной политики (в пунктах 7, 7.1) в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с этими правилами, приводит к формированию несущественной информации.

Похожим образом Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» ФСБУ 4/2023 (в подпункте «д» пункта 69) дает возможность организациям не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию в случае, когда она является несущественной, даже если обязанность раскрывать ее установлена федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Определение несущественной информации в ПБУ 1/2008 сформулировано зеркально по отношению к определению существенной информации в ФСБУ 4/2023, то есть в этой части оба стандарта между собой согласованы. Однако видится несогласованность в части сферы применения указанных выше возможностей, предоставляемых стандартами организациям в отношении несущественной информации. Так, ПБУ 1/2008 не содержит в этой части каких-либо исключений, в то время как ФСБУ 4/2023 такие исключения содержит. Он позволяет не раскрывать в отчетности несущественную информацию за исключением предусмотренного пунктами 9, 26, 34 и 38 Стандарта.

В этих пунктах установлены минимальные перечни статей соответственно бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала, раскрытие которых обеспечивает представление соответственно о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате деятельности экономического субъекта за отчетный период, о поступлении и использовании (расходовании) целевых средств, об изменении капитала экономического субъекта за отчетный период. Получается, что информацию по статьям указанных минимальных перечней организация обязана представлять в бухгалтерской отчетности в любом случае независимо от ее существенности.

При этом организация вправе не формировать такую информацию, руководствуясь ПБУ 1/2008. Однако если организация, воспользовавшись этим правом не сформирует такую информацию, она не сможет представить ее в бухгалтерской отчетности, как того требует ФСБУ 4/2023.

В связи с изложенным целью настоящей Рекомендации является разрешение указанной несогласованности между ПБУ 1/2008 и ФСБУ 4/2023, в частности, выработка рационального подхода к формированию и представлению в бухгалтерской отчетности несущественной информации по статьям, входящим в минимальные перечни.

РЕШЕНИЕ

1. Организация.
2.  

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии с пунктом 7.1 положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

В соответствии с последним абзацем пункта 10 Федерального стандарта бухгалтерского учета «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» ФСБУ 4/2023 для целей Стандарта информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут оказать влияние на экономические решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской отчетности. Информация признается существенной экономическим субъектом самостоятельно исходя из ее величины, характера и потенциального влияния на экономические решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской отчетности.

При этом в соответствии с подпунктом «д» пункта 69 этого стандарта представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, отраженное в бухгалтерской отчетности, считается достоверным, если (помимо прочего) в бухгалтерской отчетности раскрыта существенная информация. В соответствии со вторым абзацем этого пункта в случае, когда информация (за исключением предусмотренного пунктами 9, 26, 34 и 38 настоящего Стандарта) не является существенной, она может не раскрываться в бухгалтерской отчетности, даже если обязанность раскрывать ее установлена федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 9 ФСБУ 4/2023 представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату обеспечивается раскрытием в бухгалтерском балансе, как минимум, показателей: нематериальных активов; основных средств; инвестиционной недвижимости; отложенных налоговых активов; финансовых вложений; запасов; долгосрочных активов к продаже; налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; дебиторской задолженности; денежных средств и денежных эквивалентов; капитала (в коммерческих организациях) / целевого финансирования (в некоммерческих организациях); заемных средств; кредиторской задолженности; отложенных налоговых обязательств; оценочных обязательств.

В соответствии с пунктом 26 ФСБУ 4/2023 представление о финансовом результате деятельности экономического субъекта за отчетный период обеспечивается раскрытием в отчете о финансовых результатах, как минимум, показателей: выручки (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей); себестоимости продаж; коммерческих расходов; управленческих расходов; доходов от участия в других организациях; процентов к получению; процентов к уплате; прочих доходов; прочих расходов; налога на прибыль организаций; прибыли (убытка) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль организаций); результата переоценки внеоборотных активов, не включаемого в чистую прибыль (убыток); результата прочих операций, не включаемого в чистую прибыль (убыток); налога на прибыль организаций, относящегося к результатам переоценки внеоборотных активов и прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток).

В соответствии с пунктом 34 ФСБУ 4/2023 представление о поступлении и использовании (расходовании) целевых средств обеспечивается раскрытием в отчете о целевом использовании средств, как минимум, показателей: остатка целевых средств на начало отчетного периода; вступительных взносов; членских взносов; целевых взносов; добровольных имущественных взносов и пожертвований; прибыли от приносящей доход деятельности; расходов на целевые мероприятия; расходов на содержание аппарата управления; приобретения основных средств, инвентаря и иного имущества; остатка целевых средств на конец отчетного периода.

В соответствии с пунктом 38 ФСБУ 4/2023 представление об изменении капитала экономического субъекта за отчетный период обеспечивается раскрытием в отчете об изменениях капитала показателей: величины капитала на начало отчетного периода; изменения величины капитала в отчетном периоде; величины капитала на конец отчетного периода. При этом в предусмотренной стандартом форме отчета об изменении капитала отсутствует показатель изменения величины капитала в отчетном периоде. Таким образом, при использовании предусмотренной стандартом формы организация не сможет обеспечить представление показателя, входящего в минимальный перечень.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 66 ФСБУ 4/2023 показатели, отсутствующие у экономического субъекта, не приводятся. Бухгалтерская отчетность, как правило, не должна содержать указание на отсутствие информации (в том числе показателей), подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными и (или) отраслевыми стандартами, у экономического субъекта.

13.09.2024, 10:53 | 110 просмотров | 20 загрузок

Категории: Проекты БМЦ