Приложение № 1 к Протоколу заседания РГ ФСБУ НМА № 7 от 12-05-2017. Замечания, полученные от Центрального банка РФ и результаты обсуждения

Приложение № 1

к Протоколу заседания РГ ФСБУ НМА № 7

от 12-05-2017 г.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ФСБУ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ»,

 ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ, И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ

 

№ п/п

№ п. в ФСБУ

Проект ФСБУ

МСФО (IAS) 38

Комментарии, обоснования

Предложения, редакция

 

Результаты обсуждения

 

34. 

25.

е)         затраты, обусловленные ненадлежащей организацией процесса получения нематериальных активов, такие как сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины;

 

Аналог в МСФО (IAS)  38 отсутствует.

Термин «ненадлежащая организация получения нематериальных активов» отсутствует в МСФО, требует пояснения.

Считаем целесообразным в проекте ФСБУ использовать терминологию  аналогично терминологии предусмотренной МСФО (IAS) 38.

Предлагаем исключить данный подпункт из проекта ФСБУ.

Предложение отклонить, оставить пп. в прежней редакции, т.к. формулировка рассматриваемого пп. направлена на пресечение необоснованной капитализации неэффективных расходов.

 

Аналогичная информация содержится в пп. (д) п. 24 проекта ФСБУ ОС:

«затраты, обусловленные ненадлежащей организацией процесса получения основных средств, такие как сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины».

 

Вынести на следующее заседание предложение относительно включения в проект ФСБУ п. 31 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»:

«Некоторые операции происходят в связи с разработкой нематериального актива, но не являются обязательными для приведения этого актива в состояние, пригодное для его использования в соответствии с намерениями руководства. Эти побочные операции могут иметь место как до, так и во время разработки. Поскольку побочные операции не являются необходимыми для приведения актива в состояние, пригодное для его использования в соответствии с намерениями руководства, то доходы и расходы по побочным операциям должны признаваться сразу же при их возникновении в составе прибыли или убытка и включаться в соответствующие категории доходов и расходов».

 35.

25.

з)            обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы для получения нематериальных активов;

Отсутствует аналог в МСФО (IAS) 38

 

Предлагаем исключить данный подпункт из проекта ФСБУ.

Предложение отклонить, оставить пп. в прежней редакции.

Примером служит основное средство (например, программное обеспечение), приобретенное организацией с целью использования на 5 проектах. В случае если по некоторым причинам 4 из 5 проектов были отменены, проводится тест на обесценение.

 

Аналогичная информация содержится в пп. (ж) п. 24 проекта ФСБУ ОС:

«обесценение других активов, независимо от того, использовались ли эти активы для получения основных средств».

 36.

25.

и)         затраты, которые не могут быть непосредственно соотнесены с получением нематериальных активов, такие как общехозяйственные расходы.

29 (c) административные и иные общие накладные расходы.

Термин «общехозяйственные расходы» отсутствует в МСФО

Предлагаем изложить в следующей редакции:

«административные и иные общие накладные расходы..»

Предложение отклонить, оставить пп. в прежней редакции.

В рамках МСФО 38 (пп. (с) п. 29) используется термин «general overhead costs», представленный в официальном переводе как «общие накладные расходы». Однако  в связи с тем, что термин «общехозяйственные расходы» является более общим, необходимость в его редакции отсутствует.

Данный термин также используется в рамках ПБУ 10/99 и ПБУ 17/02.

Так, согласно п. 9 ПБУ 17/02:

«В состав расходов при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются: общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением данных работ…».

37. 

25.

к)         затраты на организацию торжественных, публичных, презентационных мероприятий по открытию новых производств, по продвижению новых продуктов или услуг, включая затраты на рекламу, пресс-конференции, выставки и пр.;

 

29 Примерами затрат, не включаемых в состав фактических затрат на нематериальный актив, являются:

А) затраты, связанные с продвижением новых продуктов или услуг (включая затраты на рекламу и проведение мероприятий по их продвижению);

 

Термин «презентационные мероприятия» и тд. отсутствуют в МСФО.

 

Считаем целесообразным в проекте ФСБУ использовать терминологию  аналогично терминологии предусмотренной МСФО (IAS)  38.

Предлагаем подпункт изложить в следующей редакции:

«затраты, связанные с продвижением новых продуктов или услуг (включая затраты на рекламу и проведение мероприятий по их продвижению);»

Частично принять предложение.

Термин «costs of introducing», используемый в рамках МСФО 38 (пп. (а) п. 29) в чистом переводе звучит как «затраты на представление», а в  официальном переводе Министерства финансов РФ как «затраты, связанные с продвижением».

С учетом положения пп. (а) п. 29 представить пп. проекта ФСБУ в следующей редакции:

«Затраты, связанные с продвижением новых продуктов или услуг (в том числе затраты на организацию публичных, презентационных мероприятий, на рекламу и пр.)»

38. 

25.

м)        убытки, понесенные в период формирования спроса на новые товары, продукцию, работы, услуги в связи с их первым выводом на рынок;

 

 

 

Предлагаем внести в проект ФСБУ пункт следующего содержания:

«затраты, понесенные в то время, когда актив, пригодный к использованию в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию».

Принять предложение, включить пп. в проект ФСБУ.

Примером служит приобретенное организацией программное обеспечение, которое установлено на оборудовании, но еще не задействовано и не приносит экономической выгоды, однако организация несет расходы на его обслуживание и текущее обновление.

39. 

26.

Нематериальные активы оцениваются на отчетную дату по балансовой стоимости.

Организация осуществляет выбор одной из двух моделей учета в отношении каждой группы нематериальных активов – с переоценкой либо без переоценки. Модель учета с переоценкой может применяться только в отношении нематериальных активов, торгующихся на активном рынке. Модель учета с переоценкой не применяется в отношении репутационных нематериальных активов.

Организация не вправе применять разные модели учета к нематериальным активам, входящим в одну группу, за исключением случая, когда часть нематериальных активов одной группы торгуется на активном рынке, а другая часть не торгуется.

В случае изменения модели учета нематериальных активов, такое изменение применяется перспективно.

72. В качестве своей учетной политики организация должна выбрать либо модель учета по первоначальной стоимости, предусмотренную пунктом 74, либо модель учета по переоцененной стоимости, предусмотренную пунктом 75. Если нематериальный актив учитывается с использованием модели учета по переоцененной стоимости, все прочие активы одного с ним класса также должны учитываться с использованием той же модели, за исключением случаев отсутствия активного рынка для этих активов.

 

 

Предлагаем указанный пункт изложить в следующей редакции:

«Нематериальные активы оцениваются на отчетную дату по балансовой стоимости.

В качестве своей учетной политики организация должна выбрать одну из двух моделей учета в отношении каждой группы нематериальных активов –  по первоначальной стоимости  за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения или по переоцененной стоимости. Модель учета по переоцененной стоимости может применяться только в отношении нематериальных активов, имеющих активный рынок. Модель учета по переоцененной стоимости не применяется в отношении деловой репутации.

Организация не вправе применять разные модели учета к нематериальным активам, входящим в одну группу, за исключением случая, когда часть нематериальных активов одной группы имеет активный рынок, а другая часть не имеет.

В случае изменения модели учета нематериальных активов, такое изменение применяется перспективно.».

Частично принять предложение.

 

Отложить вопрос деления нематериальных активов на 2 группы: с переоценкой либо без переоценки до получения ответа от Фонда МСФО

 

Формулировку «торгующихся на активном рынке» заменить на «которые имеют активный рынок» в соответствии с предложенной редакцией.

40. 

27.

При использовании модели учета без переоценки суммы, включенные в себестоимость нематериальных активов при признании, и суммы начисленной амортизации впоследствии не изменяются.

Модель учета по первоначальной стоимости

 

74 После первоначального признания нематериальный актив должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

 

Предлагаем исключить данный подпункт, отсутствует смысловая нагрузка.

Добавить пункт в проект ФСБУ, аналогичный п. 74 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»:

«После первоначального признания нематериальный актив должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения».

П. 74 МСФО 38  содержит рекомендации по учету после первичного признания НМА, и не противоречит п. 27, скорее покрывают его. В то же время следует учесть, что в п. 42 проекта ФСБУ НМА содержатся оговорки о ретроспективном пересчете амортизации:

«…Параметры амортизации подлежат проверке ежегодно в конце отчетного года, а также при наступлении фактов, свидетельствующих о возможном их изменении, и при необходимости изменяются. Изменения параметров амортизации нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений в том отчетном периоде, в котором эти изменения произошли, с учетом следующего. Амортизация за отчетный год начисляется с учетом изменений ее параметров в конце отчетного года...».

Необходимо предложить новую формулировку п. 27, при отсутствии – исключить пункт из проекта стандарта.

16.05.2017, 11:49 | 3322 просмотров | 1710 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Нематериальные активы", Протоколы заседаний