Материалы к заседанию Комитета БМЦ по толкованиям 31.01.2013

организация-разработчик: НЧУ «БМЦ»

дата заседания: 31 января 2013

 

Разъяснение Х/20ХХ

«Проблемы применения Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 

 

Вопросы

  1. Статья 3

1.1. В чем смысл включения в Закон специального упоминания об ОДДС?;

1.2. Пункт 3 статьи 3 - является ли в соответствии с этим определением стандартом Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга"? Или стандарт бухгалтерского учета это ПБУ?;

1.3. Из п.8 ст.3 можно сделать вывод, что к подлежащим отражению в учете и отчетности фактам хозяйственной жизни относятся. в частности, сделки, которые способны оказать влияние…Значит ли это, исходя из определения сделки в ГК РФ, что таким фактом является и само заключение договора. 

  1. Статья 4

2.1. Нормативно-правовые акты – часть бухгалтерского законодательства, что важно для понимания отсылочных норм к нему в тех случаях, когда рядом с ним отдельно не упоминаются федеральные и отраслевые стандарты или НПА (п.3 ст.12, подп.1 п.2, п.12 ст.25).

2.2. Можно ли считать одним из «других федеральных законов» Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"? Ведь в ст. 31 этого закона установлено: «Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению». (Отметим, что данная норма чрезвычайно важна для использования механизма ускоренной амортизации в налоговом учете)? Или это положение после вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ не должно применяться?

  1. Статья 5

3.1. В чем смысл замены понятия имущество, понятием активы (используя, в частности, напечатанное в ГК-КЗ, 2012-12). Тем самым формируется законодательная основа для окончательного «расставания» с правом собственности:

•   как критерием имущественной обособленности - принцип остается (ПБУ 1/2008), но реализуется не через право собственности, а через риски (оп мере принятия новых ПБУ) и выгоды (уже сейчас);

•   как «препятствием» на пути реализации требования о приоритете экономического содержания перед правовой формой.

3.2.Что после вступления в силу нового Закона № 402-ФЗ следует понимать под «имуществом на балансе» в контексте гражданского законодательства?

3.3. Некоторое принадлежащее компании имущество (например, которое планируется подарить) по новому закону не нужно учитывать как актив на балансе. Его стоимость можно сразу списать в расходы. После этого компания вообще-то не обязана его учитывать в бухучете даже за балансом. Между тем, очевидно, что в целях имущественных споров, при банкротстве, для правоохранительных органов данное имущество де-факто считается находящимся на балансе компании. Не получается ли так, что баланс, составленный по рыночной концепции нового закона, не отражает реальное имущественное положение компании?

3.4. Чем понятие «факт хозяйственной жизни» из нового закона, по сути, отличается от понятия «хозяйственная операция» из старого закона?

3.5. Почему в ст. 5 Закона № 402-ФЗ только перечислены, но не определены объекты бухгалтерского учета?

  1. Статья 7

4.1. Про отсутствие в Законе общей «ответственности» за бухучет и бухотчетность (в т.ч. руководитель – не «несет ответственность», а «организует»»), указав, где она в отношении бухучета и бухотчетности обозначена, и приведя п.17 Плана Минфина.

4.2. Про то, что кроме исключительных случаев, когда руководитель несет единоличную ответственность, главбух, как и прежде, несет ответственность за бухучет и отчетность (напрямую из Закона это следует как раз из «закрытого списка» ситуаций, когда он ее не несет).

4.3. Про то что, как и прежде, указания главбуха в части первички обязательны для всех, а без его подписи денежные и т.п. документы недействительны (п.12, 14 Приказа 34н).

4.4. Пояснить, что понимается под «профессиональным» образованием в подп.1 п.4: экономическое вообще или только, как это можно бы предположить из подп.2, по специальности бухгалтерского учета и аудиту. При втором подходе, «выбрасываем» многих закончивших общеэкономические или отраслевые вузы (по специальности инженер-экономист по…) в советское время.

4.5. Про то, что новые требования не касаются тех, кто пришел на работу в указанные в Законе организации по 31 декабря 2012 года включительно (п.2 ст.30).;

4.6. Каков порядок подтверждения бухгалтером, что он соответствует требованиям пп.3 п.4 ст.7 Закона «О бухгалтерском учете», т.е. не имеет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. периодичность подтверждения, форма подтверждения, география места совершения преступления;

4.7. Каков порядок применения  нормы п.6 ст.7 Закона «О бухгалтерском учете» в отношении многофилиальных аутсорсинговых организаций, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета.

  1. Статья 8

5.1. Пояснить стратегический, перспективный смысл отсутствия в п.4 ссылки на МСФО с учетом того, что в п.7 ПБУ 1/2008 подобная ссылка существует.

  1. Статья 9

6.1.  Про «неновизну» требования об утверждении первичных документов в УП и возможность сохранить прежнюю, использовавшуюся ранее отсылочную формулировку

6.2.  Про то, что УП касается только исходящих документов, что и сегодня документы неунифицированной формы бывают у контрагентов разными (что, может быть, и нехорошо, но не смертельно).

6.3.  Про смысл и важность появления союза «или» в подп.5 п.2, показать облегчающие жизнь практические последствия. 

6.4.  Про сохранение прежнего порядок «неисправления» кассовых и банковских документов (п.16 Приказа 34н + известные документы ЦБ).

6.5.  В соответствии со ст. 9 Закона № 402-ФЗ формы учетных первичных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Распространяется ли данное положение на формы документов, утвержденные приказами Минфина РФ (в частности, формы актов по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г.)?

6.6.   Пунктом 5 ст. 9 предусмотрено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или в эл. виде, подписанном электронной подписью. Понятие электронной подписи приводилось в Федеральном законе от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», утратившем силу в связи с принятием закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», где определения «электронный документ» отсутствует.

  1. Статья 10

7.1.   Про то, что регистры, «находящиеся» в бух. программе без электронной подписи, считаются как бы несуществующими. Может быть, – и про достаточность для их заверения самой простой электронной подписи (если можем это сделать до выполнения подп.4 п.3 ст.21).

7.2.  Про возможность по-прежнему установить в отношении регистров режим коммерческой тайны (п.22 Приказа 34н + соответствующий закон).

7.3. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Если регистры введутся в электронном виде (например, просто принимается вариант, предложенный бухгалтерской программой), то в каком виде должен утверждаться регистр? Можно ли просто в приказе сослаться на какую-то версию бухгалтерской программы (например, 1С, версия 8.3.1)?

7.4. Как часто распечатываются регистры бух.учета?

7.5. Каким образом (примеры из практики) регистр может быть заверен цифровой подписью? Кто сертифицирует и в каком порядке эту подпись?

7.6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью". Согласно ФЗ № 63 "Об электронной подписи" существует 3 вида ЭЦ, а именно простая, неквалифицированная, квалифицированная. Можно ли подписывать регистры простой ЭЦ, при условии соблюдения ее защиты?

7.7. Необходимо уточнить понятие «регистры бухгалтерского учета» исходя из того, что большинство организаций использует информационные системы.

  1. Статья 11

8.1. Про смысл исключения из задач инвентаризации проверки «состояния и оценки». С учетом как опубликованного в ГК-КЗ 2012-12 (различия по линии «актив» - «имущество»), так и соотношения с п.26 Приказа 34н.

8.2. Про более понятную формулировку (или новый порядок?) в части даты регистрации расхождений (см.подп. «а» п.28 Приказа 34н, п.5.5 Приказа № 49).   

8.3. Статьей 11 Закона 402-ФЗ предусмотрено, что расхождения между фактическими значениями результатов инвентаризации и данными бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете того периода,  к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Означает ли это, что расхождения, выявленные при инвентаризации, должны быть отражены на дату начала ее проведения? В действующем приказе Минфина № 49 указано, что результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором бала завершена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. В случае противоречия этих документов предполагаются ли изменения в приказ Минфина РФ № 49?

  1. Статья 12

9.1. Про то, что согласно ПБУ 3/2006 под понятием «выраженными в валюте» понимаются объекты учета, возникшие как по договорам, по которым и расчеты ведутся в иностранной валюте, так и по договорам, в которых иностранная валюта играет роль условных единиц, а расчеты ведутся в рублях (через различие «валюты долга», которая в обоих случаях одна и та же, и «валюты платежа», которая разная).

9.2. В статье 12 не определена дата пересчета стоимости объектов б.у., выраженной в иностранной валюте.

  1. Статья 13

10.1.  Про определение достоверной отчетности в ПБУ 4/99 и о «судьбе» правила неприменения.

10.2.  Выразить позицию по поводу составления и представления промежуточной отчетности (отсылка в Законе к НПА, п.48 ПБУ 4/99, п.29 Приказа 34н). Особенно - про «представление» в связи с отсутствием упоминания о нем где-либо (частая, в т.ч. и консультантов логика: зачем составлять, если не надо представлять).

10.3.  Еще раз про то, что информация, содержавшаяся прежде в документе, называемом пояснительной запиской, по-прежнему должны быть предоставлена пользователю отчетности в ее составе, а как это будет сделано (в составе пояснений или в документе, называемом пояснительной запиской или как-то иначе) – дело десятое.

10.4.   О том, что п.8 – не о том, «кто» подписывает. Главбух – по-прежнему подписывает (п.17 ПБУ 4/99, формы в Приказе 66н).

10.5. В законе 402-ФЗ отсутствует возможность представления отчетности в электронном виде, которая имелась в Законе 129-ФЗ.

  1. Статья 14

11.1.  Про отчет о финансовом положении некоммерческих организаций, ведущих и или только разрешенную предпринимательскую деятельность.  

11.2.  Входит ли пояснительная записка в состав бухгалтерской отчетности?

  1. Статья 15

12.1.  Про новую возможность для созданных после 30 сентября, использование которой позволит им иметь «приличную» (с «входящими» данными) отчетность за следующий после создания год. (Рабинович А.М.);

  1. Статья 16

13.1.  Про соотношение с аналогичными нормами Приказа № 44н.

  1. Статья 18       

14.1.  Про Приказ Госкомстата (наверное, к тому времени перестанет быть проектом) и указанную в нем ответственность. Можно с примерами, когда может понадобиться «чужая» отчетность.

  1. Статья 19

15.1.  Про «неновизну» самого требования иметь описание (утверждать при утверждении учетной политики) порядка внутреннего контроля (129-ФЗ, ПБУ 1, Приказ № 34н).;

15.2.  Про новое в части внутреннего контроля – дифференциация объектов и уровней контроля.

15.3.  Операциональное раскрытие содержания (в чем, в каких конкретных действиях состоит) контроля фактов хозяйственной жизни.

15.4.  Статья 19 Закона 402-ФЗ предписывает организовывать и осуществлять:

  • ·  внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни;
  • ·  внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

Могут ли организации в рамках исполнения данной статьи (п.1 и п.2) руководствоваться моделью внутреннего контроля COSO, которая определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях:

  • ·    Эффективность и продуктивность операций
  • ·    Надежность финансовой отчетности
  • ·   Соблюдение законов и правил?

15.5.  Каким образом организация должна организовать и осуществлять внутренний контроль:

  • ·  Отдельная служба (отдел)
  • ·  Отдельная должность
  • ·  Возложение обязанностей на уже работающего сотрудника в другой должности?

Чем это регулируется? Какие функции и задачи стоят в обязательном порядке перед этой службой? Чем это регламентировано? Кому должен подчиняться руководитель этой службы или сотрудник на которого возложены эти обязанности? Какая ответственность предусмотрена за несоблюдения требований этой статьи?

15.6. Необходимо разъяснить, что следует понимать под внутренним контролем применительно к нормам ст.19 Закона 402-ФЗ. Предполагается ли обязанность утверждать отдельный документ по вопросам внутреннего контроля и на какие организации будет распространяться данная обязанность.

  1. Статья 20

16.1.  Еще раз про упрощение - кому только и когда можно, чтобы не пугались «на основе МСФО», про возможное в далекой перспективе МСФО для средних и малых.

16.2.  Про важность «единообразного применения» и не беспредельность (наличие нормативных рамок и ограничений для «профсуждения». Можно с использованием положения концепции 2004 г. о сокращении альтернативных подходов. 

16.3.  Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является «недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета» (п. 6 ст. 20 Закона № 402-ФЗ). Таким образом, Министерство финансов по закону не может делать и то и другое. Какие из двух вышеперечисленных функций будет исполнять Минфин, кто будет исполнять иные функции?                                    

  1. Статья 21

17.1.   О прерогативах федеральных стандартов (с учетом ст.3), о понятии способа учета (ПБУ 1/2008).

17.2.   О новом статусе Плана счетов и его содержательных перспективах.

17.3.   Про «непредусмотренность» такого жанра документов, как обязательные к применению, но не являющиеся НПА Методуказания, и про оставшийся период и сферу их применения.

17.4.   Про роль унификации учета однородных операций дочерними (п.14) в связи с составлением консолидированной отчетности.

17.5.   Могут ли давать Рекомендации любые лица: коммерческие, некоммерческие, организации, предприниматели, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, совершеннолетние, несовершеннолетние, СМИ, Экс-Президент США, Комитет МСФО, АССА и т.д. или только субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета?

17.6.  Зачем задуман институт рекомендаций в области бухгалтерского учета?

  1. Статья 22-28

18.1.  Про смысл и цели перехода к государственно-общественному способу регулирования БУ.

18.2.  Являются ли саморегулируемые организации (статья 22 п.2) субъектами негосударственного регулирования?

18.3.  Статья 27 пункт 12: Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации. Только лишь на этом основании проект может быть отклонен?

30.01.2013, 16:27 | 5806 просмотров | 2420 загрузок

Категории: Проекты БМЦ