Формализованы инвентаризационные процедуры, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности организаций

Формализованы инвентаризационные процедуры, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности организаций

Комитет по рекомендациям утвердил Рекомендацию Р-159/2024-КпР «Инвентаризационные процедуры в процессе деятельности». Необходимость принятия данной рекомендации обусловлена неоднозначностью понимания требований нового Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» в отношении обязательного проведения инвентаризации. Установление обязательного проведения инвентаризации федеральными стандартами допускается Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Проблема связана с тем, что ФСБУ 28/2023 требует обязательного проведения инвентаризации не только при составлении годовой бухгалтерской отчетности, но и при совершении различных фактов, в частности:

• при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;

• при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;

• при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);

• при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;

• в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;

• при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;

• при ликвидации организации.

ФСБУ 28/2023 не уточняет содержание использованных в этих формулировках специальных понятий, в частности, «обычная деятельность», «отчуждение», «возложена материальная ответственность», «порча (повреждение) активов», при том что из обычного лексического значения слов применение этих формулировок неясно.

Например, понятие «обычная деятельность» в других ФСБУ не используется, вместо него употребляется понятие «обычные виды деятельности». Из-за этого непонятно, относится ли данная формулировка к обычным фактам в рамках вида деятельности, не являющегося для организации обычным. При этом само слово «обычный» субъективно. Кроме того, фраза «за исключением обычной деятельности экономического субъекта» сформулирована в Стандарте в отношении передачи активов в аренду, управление, безвозмездное пользование так, что ее относимость к отчуждению активов остается под вопросом. В свою очередь, понятием «отчуждение» в гражданском законодательстве обозначается изменение собственника вещи, в том числе любая продажа. Факты продажи активов происходят массово на ежедневной основе и составляют по существу основное содержание хозяйственной деятельности экономического субъекта (как минимум, для коммерческих организаций).

«Материальная ответственность» может возлагаться на работников не только договором о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, но и обычными регламентами выполнения трудовых функций, предполагающих использование имущества организации, когда у одного и того же объекта имущества материально ответственные лица постоянно меняются, в том числе несколько раз в течение суток (например, при сменном режиме работы).

Сбои в работе различных средств производства также случаются ежедневно, из-за чего неясно, какие из них следует считать «фактами порчи (повреждения) активов», а какие не следует. Например, если завис компьютер, это факт его порчи (повреждения) или нет? Зависит ли ответ на этот вопрос от роли компьютера (зависание ПК отдельного работника имеет другие последствия, чем зависание сервера, обеспечивающего работу сетевых ресурсов организации).

Буквальное следование указанным выше требованиям привело бы к проведению перманентной инвентаризации, что фактически заблокировало бы ведение организациями их деятельности. Между тем, при совершении экономическими субъектами многих действий, указанных в ФСБУ 28/2023 в качестве оснований для обязательной инвентаризации, положения гражданского, трудового и другого законодательства и без того уже требуют от участников отношений таких действий, которые подтверждают фактическое наличие всего передаваемого или имеющегося в наличии имущества, что по существу равносильно инвентаризации. Составляемые при осуществлении этих действий документы содержат перечень переданного (имеющегося в наличии) имущества и тем самым по существу выполняют функцию инвентаризационной ведомости. В таких случаях дополнительная инвентаризация (помимо уже проведенных процедур) является для экономического субъекта дублирующим избыточным неоправданным обременением, зачастую заведомо невыполнимым.

В процессе выработки решения данной проблемы профессиональное сообщество пришло к выводу, что для целей инвентаризации применим подход, использованный в ФСБУ27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» для решения аналогичной проблемы в отношении практической реализации требований Федерального закона по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни. Так, подпункт «г» пункта 9 ФСБУ 27/2021 разрешает использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (в частности, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет). При этом пункт 6 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» прямо требует составлять документы инвентаризации в соответствии с требованиями Федерального закона и ФСБУ 27/2021 к составлению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Поэтому если организация уже в процессе хозяйственной деятельности провела процедуры по выявлению фактического наличия соответствующих объектов (т.е. по существу являющиеся инвентаризационными), надлежаще оформив их документами, то дублировать эти же процедуры сугубо для целей инвентаризации не имеет смыла. Разумеется, при этом должны соблюдаться определенные условия, которые перечислены в Рекомендации. Освобождение от дублирования совершенных в процессе деятельности экономического субъекта по существу инвентаризационных процедур автоматически снимает вопрос трактовки используемых в пункте 15 ФСБУ 28/2023 понятий «обычная деятельность», «отчуждение», «возложение материальной ответственности», «порча (повреждение) активов» и др. Для решения вопроса о наличии или отсутствии обязанности по проведению инвентаризации в каждой конкретной ситуации вместо субъективной трактовки указанных понятий может применяться более простой и четкий критерий. Организация будет проводить инвентаризацию и документировать ее результаты в той части, в которой фактическое наличие соответствующих объектов по состоянию на соответствующую дату не выявлено и не задокументировано в процессе ее хозяйственной деятельности.

 

 

27.02.2024 | 1376 просмотров