В российском бухучете впервые появился механизм признания и оценки гудвила

В российском бухучете впервые появился механизм признания и оценки гудвила

Комитет по рекомендациям утвердил Рекомендацию Р-156/2023-КпР «Гудвил при присоединении и слиянии». Необходимость принятия данной рекомендации обусловлена вступлением в силу ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», который приходит на смену ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Старое ПБУ 14/2007 заканчивалось Главой VIII «Деловая репутация», в которой пункты 42 – 45 устанавливали порядок учета деловой репутации при приобретении предприятия как имущественного комплекса. Такой вид сделок можно назвать «теоретическим», поскольку он хоть и предусмотрен гражданским законодательством РФ, но на практике фактически не встречается. Новый ФСБУ 14/2022 в пункте 10 предусматривает учет гудвила, информация о котором должна формироваться в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов». В отличие от «приобретении предприятия как имущественного комплекса» сделки, подходящие под понятие «объединение бизнесов», встречаются на практике не так уж редко. Однако ФСБУ 14/2022 никак не детализирует порядок учета гудвила, ограничиваясь ссылкой на IFRS 3.

Основная проблема, послужившая триггером для разработки рекомендации, заключается в том, что в IFRS 3 вопрос признания и оценки гудвила является частным в комплексе взаимосвязанных вопросов объединения бизнесов. Положения IFRS 3 взаимно обусловлены и не рассчитаны на обособленное применение порядка учета гудвила без применения других положений IFRS 3 по учету других активов, обязательств и капитала, прибылей и убытков. При этом совокупность положений других ФСБУ не позволяет в полной мере применить положения IFRS 3 в отношении других объектов бухгалтерского учета (помимо гудвила), при том что порядок учета гудвила зависит от применения этих положений.

В частности, IFRS 3 идентифицирует объединение бизнеса исходя из экономического содержания, а не юридической формы, когда под объединением бизнесов понимается не только реорганизация юридических лиц (присоединение, слияние), но и получение контроля над бизнесом через приобретение контрольного пакета голосующих долевых финансовых инструментов (инвестиции в дочернюю организацию). В учете по ФСБУ получение контроля над активами и обязательствами дочерней организации через покупку её долевых инструментов (когда речь не идет о консолидированной отчетности) традиционно не принимается во внимание, так что основанием для учета объединения бизнесов служат только юридические факты – реорганизация в форме присоединения и слияния.

Кроме того, согласно IFRS 3 при объединении бизнесов, сторона, идентифицированная в качестве «покупателя», признает в качестве результата объединения все активы и обязательства приобретаемого бизнеса в особом порядке – с применением специальных критериев признания и специальных правил оценки, базирующихся преимущественно на справедливой стоимости. При этом признание и оценка гудвила (как одного из активов приобретаемого бизнеса) поставлены в непосредственную зависимость от признания и оценки других активов, обязательств и связанных с ними элементов капитала. ФСБУ, регулирующие порядок учета отдельных активов и обязательств, не предусматривают исключений для особого порядка признания и оценки в случае объединения бизнесов.

В Рекомендации вопросы признания и оценки гудвила обособлены так, чтобы это не затрагивало порядок учета других объектов. Изложенное в Рекомендации решение, по-видимому, представляет собой единственно возможный реалистичный вариант практической реализации пункта 10 ФСБУ 14/2007 в согласовании с положениями других ФСБУ и IFRS 3.

04.12.2023 | 650 просмотров