Комитет по рекомендациям на своём заседании 30 марта утвердил Рекомендацию Р-150/2023-КпР «Нормативная основа плана счетов». Необходимость принятия такой Рекомендации обусловлена вступлением в силу новых федеральных стандартов бухгалтерского учета. Их требования должны реализовываться посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета (ч.3 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Федеральный закон предписывает устанавливать план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения федеральными стандартами бухгалтерского учета (п.5, ч.3, ст.21). Однако действующие федеральные стандарты не устанавливают план счетов и порядок его применения и не содержат каких-либо положений по регулированию данного вопроса. Разработка таких федеральных стандартов до 2026 года включительно утвержденной Минфином РФ Программой также не предусмотрена.
На практике в организациях реального сектора распространено применение Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (ПСБУФХДО), утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Однако предусмотренная этим документом схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности была сформирована более 20 лет назад, в том числе исходя из потребностей налогообложения до принятия Налогового кодекса, и не соответствует структуре объектов бухгалтерского учета, предусмотренных федеральными стандартами бухгалтерского учета. Сегодня в этой схеме сложно отыскать хотя бы один счет, название и описание которого полностью соответствовали бы порядку формирования информации об объекте бухгалтерского учета, предусмотренному федеральным стандартом.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона предусмотрено сохранение действия только тех регулирующих документов, утвержденных до вступления Федерального закона в силу, которыми установлены правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и только до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Согласно абзацам 1, 2, 5 Инструкции по применению ПСБУФХДО этот документ не устанавливает правил ведения бухгалтерского учета. Кроме того, в отношении большинства объектов бухгалтерского учета уже утверждены соответствующие федеральные стандарты. Таким образом, нормативные основания для применения ПСБУФХДО отсутствуют. Тем не менее, повсеместное распространение этого документа на практике привело к тому, что сейчас фактически ни одна компьютерная программа, используемая для ведения бухгалтерского учета в организациях реального сектора, не обходится без использования номеров счетов из ПСБУФХДО. При этом для реализации требований стандартов организации вынуждены формировать информацию об объектах бухгалтерского учета иначе, чем это предусмотрено Инструкцией по применению ПСБУФХДО. Таким образом на практике ПСБУФХДО применяется лишь номинально в части номеров счетов, но не в части существа отражаемых на них объектов бухгалтерского учета.
Рекомендация определяет план счетов не как схему регистрации ф.х.ж., а как систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, на которых формируется информация о соответствующих объектах в порядке, предусмотренном федеральными стандартами. Таким образом, нормативной основой рабочего плана счетов являются требования федеральных стандартов, в том числе, основным ориентиром служит глава «Раскрытие информации в отчетности» соответствующего федерального стандарта в части требований к раскрытию информации, выражаемой в денежно измеримых показателях. Ориентироваться при этом на ПСБУФХДО организация не обязана, а если она и делает это, то может использовать ПСБУФХДО фрагментарно только в той части, в которой такое использование не препятствует реализации требований Федерального закона «О бухгалтерском учете» и федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Рекомендация применяется до того момента, пока план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения не будет установлен федеральными стандартами бухгалтерского учета.
|