Пункт (абзац)
|
Имеющиеся редакция
|
Предлагаемая редакция
|
Обоснование и комментарии
|
Результат обсуждения
|
п.1, абз. пер-вый
|
Настоящий Стандарт устанавливает требования к составу, содержанию и порядку формирования информации в бухгалтерском учете некоммерческих организаций, а также отражению информации в бухгалтерской отчетности этих организаций.
|
После слов «формирования информации» следует включить слова «об активах, обязательствах и иных объектах бухгалтерского учета некоммерческой организации». Слова «некоммерческих организаций» исключить.
|
Из содержания абзаца неясен состав информации, учитываемой в бухгалтерском учете и раскрываемой в бухгалтерской отчетности.
Далее по тексту не раскрывается состав, содержание и порядок формирования информации.
|
УЧТЕНО. Пункты 1 и 5 изложены в новой редакции
|
п.1, абз. второй
|
Настоящий Стандарт распространяется на все виды некоммерческих организации…
|
Исключить
|
В абзаце изложен текст, не вытекающий из норм Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».
|
УЧТЕНО. Пункт 2 изложен в новой редакции
|
п. 2
|
Коммерческая организация применяет настоящий Стандарт…
|
Исключить
|
Буквальное применение Стандарта в коммерческой организации норм, изложенных в проекте, приведет к появлению двух категорий капитала, непонятного целевого финансирования и т.д.
Коммерческая организация для целей, изложенных в пункте 2 проекта может применять счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
|
УЧТЕНО. Пункт 3 изложен в новой редакции с установлением перечня условий, характеризующих некоммерческие программы коммерческих организаций. Целевое финансирование коммерческой организации по образцу некоммерческой приводит к тем же последствиям, в частности, к ограничениям использования средств. Информация об этом необходима пользователям отчетности коммерческой организации также, как некоммерческой
|
п. 3
|
Настоящий Стандарт применяется организациями наряду с другими федеральными стандартами, не отменяет и не заменяет положения этих стандартов…
|
Исключить
|
Абзац первый не содержит никакой новеллы.
Положения абзаца второго должны найти раскрытие в последующих пунктах Стандарта.
|
Обязательное введение новелл не входит в задачи Стандарта. Данное положение необходимо в целях регламентирования соотношения норм этого Стандарта с нормами других ФСБУ, особенно в контексте применения статьи 30 ФЗ «О бухгалтерском учете»
|
п. 5
|
Не является поступлением средств …
|
В разделе УШ предусмотреть раскрытие в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, др.) изменений стоимости активов и обязательств, возникающих из норм пункта 5.
|
|
УЧТЕНО. Глава VII дополнена пунктом 33.
В форму ОЦИС включены соответствующие строки
|
п. 6
|
Обменным считается поступление средств, обусловленное тем, что организация передает в обмен другим лицам примерно эквивалентные …
|
Уточнить применение терминов «обменные поступления средств» и «необменные поступления средств» либо вернуться к старому содержанию отчета о целевом использовании средств.
|
Применение термина «обменные поступления средств» является крайне неудачным, т.к. неясен смысл обмена (что на что).
Использование словосочетания «примерно эквивалентные» не может применяться к целям ведения бухгалтерского учета. Слово «примерно» допускает широкую возможность выбора значения эквивалентности.
|
УЧТЕНО. Пункт 9 изложен в новой редакции с добавлением абзацев 2 и 3.
|
п. 9
|
Обменные поступления признаются некоммерческой организацией применительно к порядку признания доходов коммерческими организациями.
|
Исключить из Стандарта нормы об обменных поступлениях средств и необменных поступлениях средств. В Стандарте необходимо дать описание средств целевого финансирования (средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения и средств, поступивших от других организаций и лиц на осуществление целей некоммерческой организации).
|
Норма пункта 9 свидетельствует о том, под обменными поступлениями средств понимается получение доходов от предпринимательской деятельности.
|
Деление на обменные/необменные классифицирует не сами поступившие средства, а способы их поступления. Данная классификация обеспечивает один из важнейших элементов информации о некоммерческой деятельности во всем мире и по существу является способом формализации обособления доходов от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности от некоммерческих поступлений.
|
п. 11
|
Не является расходованием средств …
|
В разделе УШ предусмотреть раскрытие в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, др.) изменений стоимости активов и обязательств, возникающих из норм пункта 11.
|
|
УЧТЕНО. Глава VII дополнена пунктом 33.
В форму ОЦИС включены соответствующие строки
|
п. 12
|
Расходование средств признается некоммерческой организацией применительно к порядку признания расходов коммерческими организациями.
|
Уточнить редакцию пункта 12 о признании расходования средств целевого финансирования и расходовании средств в части получения доходов от предпринимательской деятельности.
|
См. замечания к пункту 9, а также требования об организации учета расходов, изложенные в пункте 13.
|
В данном пункте речь идет не о классификации расходов, а о порядке их признания (в какой момент, в какой сумме, при соблюдении каких условий)
|
п. 13
|
Расходование средств может учитываться в разрезе направлений расходования (например, расходы на целевые мероприятия, на содержание и управление организаций, на иные цели), а также в разрезе расходуемых ресурсов (оплата труда, амортизация внеоборотных активов, материальные расходы, оплата работ (услуг) сторонних лиц и т.д.).
|
Необходимо расшифровать направления расходования – (а) что понимается под целевыми мероприятими, (б) какие расходы связаны с содержанием и управлением в некоммер-ческой организации, (в) иные цели, связанные с деятельностью некоммерческой организации, (г) порядок распределения между разрешенной предпринимательской деятельностью и деятельностью, ради которой образована некоммерческая организация.
|
В соответствии с пунктом 6 поступления средств подразделяются на обменные и необменные. Следовательно некоммерческая организация должна организовать бухгалтерский учет расходов, производимых в рамках поступивших в разрезе поступивших обменных и необменных средств.
|
УЧТЕНО. Главы VII и VIII дополнены соответственно пунктами 36 и 40. Уточнена редакция пункта 16 и взаимосвязанного с ним пункта 32.
|
разд.П и разд. Ш
|
|
Необходимо устранить данную недоработку в целях возможности организации надлежащего аналитического учета на счетах бухгалтерского учета.
|
Содержание разделов П «Поступление средств» и Ш «Расходование средств» между собой не связано – о чем в частности свидетельствует пункт 13.
|
Указанные разделы увязаны между собой во всех аспектах, где есть общее содержание. Что касается увязки расходов с конкретными видам поступлений, то она заведомо носит условный характер, и поэтому такая информация не востребована пользователями, что подтверждено международной практика как показывает. Обязывать организации делать такую искусственную увязку не имеет смысла.
|
п. 18
|
Поступление от труда волонтеров признается в том случае, если в результате этого труда создается объект, признаваемый некоммерческой организацией в качестве актива, и стоимость такого актива при признании превышает сумму затрат, понесенных некоммерческой организацией на обеспечение труда волонтеров, в результате которого создан актив.
|
Требуется раскрытия, что понимается под «суммой затрат, понесенных некоммерческой организацией на обеспечение труда волонтеров» и под источником их покрытия.
|
|
Использована формулировка, типичная для нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Более детальные расшифровки фразы «затраты на…», как правило, не приводятся. В данном случае с учетом пункта 5 будут применяться положения стандарта, регламентирующего первоначальную оценку соответствующего актива
|
п.21
|
Капиталом некоммерческой организации являются все ее активы за вычетом всех ее обязательств.
|
Разработчиком требует приведения объяснения причины не применения понятия «целевое финансирование» и появления возможности неких «свободных средств» в размере отрицательной величины в бухгалтерском балансе.
|
Неясно экономическое содержание понятия «капитал некоммерческой организации».
Далее в разделе У1 идет описание, что это некий источник осуществления расходов некоммерческой организации, а не разница между активами и обязательствами.
|
Термин «капитал» выбран по результатам многократных целевых обсуждений из всех предлагавшихся альтернативных терминов как наиболее оптимальный с учетом тщательного взвешивания преимуществ и недостатков каждого варианта.
Специфика чистых активов некоммерческой организации по сравнению с коммерческой заключается только в наличии ограничений на использование средств, налагаемых жертвователями. В остальном отличий нет. Использование аналогичных терминов позволяет реализовать пунктов 2 и 5 статьи 20 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
|
п. 25
|
Отчет о целевом использовании средств характеризует изменения в финансовом положении некоммерческой организации за отчетный период в связи с поступлением и использованием средств.
|
|
Исходя из содержания данного пункта вытекает, что у некоммерческой организации две отчетных формы о финансовом положении – бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.
Исторически отчет о целевом использовании средств составлялся по кассовому принципу, а не по принципу начисления.
Ввиду отсутствия в проекте приложения о рекомендуемой форме отчета о целевом использовании средств затруднительно давать замечания по разделу УП. В частности о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности некоммерческой организации отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств.
|
УЧТЕНО. Стандарт дополнен Приложением, содержащим Образец формы отчета о целевом использовании средств, в которой поступления и расходование денег (кассовый метод) увязаны с изменениями чистых активов (метод начисления) в форме числовой сверки.
|
|
Некоммерческие организации в большинстве случаев являются юридическими лицами с небольшим объемом привлекаемых средств и возможность содержания штатного специалиста по ведению учета всегда вызывало вопросы.
|
Необходимо четко прописать возможные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для применения некоммерческой организацией с небольшим объемом привлекаемых средств.
|
Содержание проекта Стандарта свидетельствует об усложнении процедур ведения бухгалтерского учета в некоммерческой организации. Это по нашему мнению является неоправданным.
|
УЧТЕНО (5-й абзац п.10; 2-й абзац п.14; пункт 18; 2-е предложение п.20; 1-е предложение п.22; 2-е предложение п.30; 2-й абзац п.35; 6-й абзац п.39; 2-е предложение п.40; пункт 42; Приложение 2)
|