Рекомендация P-52/2014-ОК МАШ «Затраты на передислокацию оборудования в рамках компактизации производства»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Разработана

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята ОК МАШ 2014-08-19

  

РЕКОМЕНДАЦИЯ  Р-52/2014-ОК МАШ
«ЗАТРАТЫ НА ПЕРЕДИСЛОКАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ В РАМКАХ КОМПАКТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Актуальной задачей для  предприятий тяжелого машиностроения является повышение конкурентоспособности готовой продукции за счет снижения себестоимости ее производства, оптимизации существующих производственных процессов.

С целью оптимизации производственных процессов предприятия проводят мероприятия по компактизации производства, которые позволят высвободить неиспользуемые помещения и территории, сократить расходы на освещение, отопление и ремонт производственных помещений, а также существенно снизить затраты на внутризаводские перевозки. Таким образом, указанные мероприятия будут обуславливать получение экономических выгод в течение ряда лет в будущем.

В частности, в течении СПИ экономический субъект может выявить возможность усовершенствовать организацию производственной деятельности с появлением новых технологий бережливого производства.

С учетом масштаба мероприятий расходы по компактизации производства носят существенный характер и включают в себя, в частности, расходы по демонтажу, перемещению и монтажу производственного оборудования. При передислокации оборудования осуществляется демонтаж и разборка оборудования, разборка фундаментов, перевозка частей оборудования в другой цех, подготовка нового фундамента, монтаж оборудования.

Порядок отражения мероприятий по передислокации оборудования в нормативных актах по бухгалтерскому учету в РФ, на наш взгляд, не может быть определен однозначно.

По нашему мнению, при передислокации оборудования возникают следующие группы расходов:

  • расходы на демонтаж оборудования и разборку фундаментов;
  • расходы на перевозку оборудования;
  • расходы на подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования по новому местонахождению.

Расходы на демонтаж оборудования и разборку фундаментов.

В соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01 «Основные средства» изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Стандарт также уточняет, что выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в  случае частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Следовательно, разборку старого фундамента необходимо рассматривать как случай частичной ликвидации объекта, при этом на стоимость выбывающего фундамента должна быть уменьшена стоимость перемещаемого оборудования.

Расходы на демонтаж оборудования, как расходы, связанные с частичным выбытием оборудования, должны отражаться в составе прочих расходов (пункт 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Расходы на перевозку оборудования, подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования

В соответствии с пунктом 74 Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 №91н,  затраты, связанные с перемещением объекта основных средств (транспортные передвижные средства, экскаваторы, канавокопатели, подъемные краны, строительные механизмы и др.) внутри организации, относятся на затраты на производство (расходы на продажу).

По нашему мнению, в данном случае указанный пункт относится только к расходам, связанным с перемещением передвижных устройств и механизмов, необходимость которого обусловлена характером эксплуатации указанных объектов. В ходе компактизации перемещается оборудование, которое устанавливается в производственных помещениях стационарно.

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не содержит прямого указания на порядок отражения расходов по перемещению объекта. Стандартом также не определены подходы к  отражению расходов, не связанных с приобретением объекта за плату, но необходимых для доведения объекта до состояния, в котором он пригоден для использования.

В соответствии с пунктом 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» если по конкретному вопросу в нормативных актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

В соответствии с п. 16 IAS 16 «Основные средств» себестоимость объекта основных средств включает, в частности, любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия.

В то же время, согласно п. 20 IAS 16 «Включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта. Например, следующие затраты не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств:

(c) затраты на частичную или полную передислокацию или реорганизацию деятельности предприятия».

Таким образом, необходимо определить порядок учета затрат на доставку объекта, подготовку фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте. В частности, необходимо определить, могут ли эти затраты относиться на удорожание объекта, как затраты, связанные с доставкой и приведением актива в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с планами руководства по компактизации производственного процесса.

Иными словами, существует коллизия в отношении затрат на передислокацию оборудования. В частности, необходимо разграничить затраты на передислокацию, связанную с изменением регионов деятельности экономического субъекта или его реорганизации и затраты, связанные с реконструкцией и/или усовершенствованием характеристик производственного комплекса и/или оборудования.

Например, к затратам, не увеличивающим стоимость перемещаемых объектов основных средств, можно отнести затраты на передислокацию оборудования, осуществляемую для того, чтобы:

  • избежать в будущем роста неконтролируемых организацией постоянных затрат на нынешнем производственном объекте (повышение тарифов на коммунальные услуги, повышение ставок арендной платы и т.п.);
  • получить на новом месте дислокации производства новые налоговые льготы, позволяющие существенно снизить налоговую нагрузку по сравнению с тем регионом, в котором изначально находился производственный комплекс;
  • в случае изменения целевого рынка стать ближе к основной группе потребителей изготавливаемой продукции.

Также не должны рассматриваться в качестве капитализируемых затраты, связанные  с предислокацией оборудования, осуществляемой в рамках проекта по реорганизации деятельности организации, в ходе которого производится объединение двух или более организационных единиц (производств, цехов, участков), в результате чего объединенные блоки остаются практически неизменными.

В то же время, если в ходе компактизации производства организация преследует цели по сокращению времени производственного цикла, сокращению цеховых материальных запасов, уменьшению производственных площадей, снижению коммунальных издержек и затрат на внутризаводское перемещение грузов, то расходы на передислокацию оборудования, которые организация несет в рамках компактизации, могут быть капитализированы в стоимости оборудования, при условии если достижение указанных целей обеспечивает повышение будущих экономических выгод от использования производственного комплекса и/или оборудования.

В случае, если в результате проведенной компактизации организация не планирует увеличения экономических выгод, затраты на перевозку оборудования следует рассматривать как расходы текущего периода. 

 

РЕШЕНИЕ

1. Расходы на демонтаж оборудования и разборку старых фундаментов отражать в составе прочих расходов как расходы, связанные с частичной ликвидацией оборудования.

2. На стоимость старого фундамента, подлежащего разборке, произвести уменьшение стоимости основных средств.

3. Расходы на перевозку оборудования, подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте включить в стоимость оборудования в случае изменения характеристик производственного комплекса и/или оборудования. 

4. Расходы на перевозку оборудования, отнести на расходы по обычным видам деятельности в случае отсутствия изменения характеристик производственного комплекса и/или оборудования. Расходы на подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте необходимо капитализировать.


ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ПРИМЕР

1)      Перед передислокацией произведена частичная ликвидация основных средств: 

а)      Списана балансовая стоимость ликвидированных компонентов

Дебет «Прочие расходы» Кредит «Основные средства»

б)      Осуществлены затраты на демонтаж оборудования

Дебет «Прочие расходы» Кредит «Расчеты с подрядчиками»

в)      Принято к учету демонтированное оборудование

Дебет «Оборудование к установке» Кредит «Основные средства»

 

2)      Приняты к учету затраты на обустройство фундамента, перевозку и монтаж оборудования на новом месте в случае изменения характеристик производственного комплекса и/или оборудования 

а)      Дебет «Вложения во внеоборотные активы» Кредит «Оборудование к установке»

б)      Дебет «Вложения во внеоборотные активы» Кредит «Расчеты с подрядчиками»

 

3)      Приняты к учету затраты на обустройство фундамента, перевозку и монтаж оборудования на новом месте в случае отсутствия изменения характеристик производственного комплекса и/или оборудования 

а)      Дебет «Вложения во внеоборотные активы» Кредит «Оборудование к установке»

б)      Дебет «Вложения во внеоборотные активы» Кредит «Расчеты с подрядчиками» (в части обустройства фундамента, монтажа)

в)      Дебет «Расходы по обычным видам деятельности» Кредит «Расчеты с подрядчиками» (в части перевозки)

 

4)      Ввод в эксплуатацию основных средств 

Дебет «Основные средства» Кредит «Вложения во внеоборотные активы» 

27.10.2014, 16:30 | 10700 просмотров | 3197 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ