Рекомендация Р-79/2017-ОК Торг «Преференции от поставщиков»

 

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

 

Разработана

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Утверждена ОК Торг 2017-03-01

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ  Р-79/2017-ОК ТОРГ
«ПРЕФЕРЕНЦИИ ОТ ПОСТАВЩИКОВ»
 

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Организация приобретает у поставщика по договору поставки продукцию.

В рамках исполнения обязательств по договору поставки поставщиком организации предоставляются следующие виды скидок, бонусов, (далее – преференции):

  • мотивационные скидки – скидки, предоставляемые за оказание организацией поставщику сопутствующих услуг по рекламе данной продукции (например, размещение товара на первой линии магазина или организация присутствия продукции в магазине в определенном объеме и в течение определенного промежутка времени);
  • денежные бонусы за определенное количество (объема) приобретенной продукции и определенное количество (объема) реализованной продукции;
  • денежные компенсации, направленные на возмещение убытка от реализации определенного вида товара (рекламные акции или снижение продажной цены с определенной целью);
  • другие виды преференций.

В этой связи вопрос:                                                                        

порядок учета преференций у покупателя?

 

РЕШЕНИЕ

1. Преференции, предоставляемые поставщиками, уменьшают себестоимость приобретаемых товаров.

2. В связи с тем, что, как правило, все преференции носят ретроспективный характер, величина преференции до момента фактического предоставления определяется с учетом вероятности ее получения на основе оценки суммы в соответствии с имеющейся практикой и договорными условиями.

 

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ 

В соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее – ПБУ 5/01) фактическая себестоимость материально-производственных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. 

Таким образом, фактическая себестоимость МПЗ определяется на дату их принятия к учету в качестве таковых и может быть изменена только в случаях-исключениях. 

Исходя из п.6 ПБУ 5/01 к фактическим затратам относятся, в частности, суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) по условиям договора поставки. 

Однако, в ПБУ 5/01 не содержатся отдельные нормы, регулирующие порядок отражения преференций. 

В соответствии с  п. 6.5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). 

В соответствии с Приложением к письму от 06.02.2015 N 07-04-06/5027 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год» выручка определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией согласно договору. Исходя из этого, если договором предусмотрено предоставление покупателю (заказчику) скидки при соблюдении им определенных договором условий, то продавец признает выручку по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки. При этом учитываются все скидки, независимо от формы предоставления их (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.).

Согласно п. 225 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденный Приказом Минфина РФ N119н от 28.12.2001 в случаях предоставления организациями-поставщиками организациям-покупателям товаров различных скидок товары в организациях учитываются по фактической себестоимости (по цене приобретения). При этом покупной ценой товара считается фактическая величина денежных средств (или ее эквивалент), уплаченная за данный товар, то есть за минусом предоставленной скидки. 

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина РФ N94н от 31.10.2000г. предусмотрена возможность отражения в учете покупателя скидок (накидок) от поставщиков, приходящихся на остаток товара и определяемых по проценту, исчисленному исходя из отношения всех накопленных на отчетную дату скидок к сумме проданных за месяц товаров и остатка товаров на конец месяца. 

В соответствии с абз.3 п.60 Приказа Минфина РФ N34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» при учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров. 

В соответствии с п.11 МСФО (IAS) 2 «Запасы» (далее – IAS 2) затраты на приобретение запасов включают в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются предприятию налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг. Торговые уценки, скидки и прочие аналогичные статьи подлежат вычету при определении затрат на приобретение. 

Оригинал текста п.11 IAS 2: 

«The costs of purchase of inventories comprise the purchase price, import duties and other taxes (other than those subsequently recoverable by the entity from the taxing authorities), and transport, handling and other costs directly attributable to the acquisition of finished goods, materials and services. Trade discounts, rebates and other similar items are deducted in determining the costs of purchase». 

В IAS 2, также как в ПБУ не содержатся отдельные нормы, регулирующие порядок отражения преференций. 

Вопрос об учете скидок, которые ожидаются к получению, но которые еще не получены в полной мере, рассматривается в МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (IAS 34) в контексте подготовки промежуточной финансовой отчетности. В частности, данный вопрос рассмотрен в иллюстративном примере B23 к IAS 34: 

«Volume rebates or discounts and other contractual changes in the prices of raw materials, labour, or other purchased goods and services are anticipated in interim periods, by both the payer and the recipient, if it is probable that they have been earned or will take effect. Thus, contractual rebates and discounts are anticipated but discretionary rebates and discounts are not anticipated because the resulting asset or liability would not satisfy the conditions in the Conceptual Framework that an asset must be a resource controlled by the entity as a result of a past event and that a liability must be a present obligation whose settlement is expected to result in an outflow of resources». 

Исходя[1] из примера B23 к IAS 34 скидки, предусмотренные договором, и другие изменения в ценах материалов, расходов на оплату труда или приобретенных товаров, и услуг, возможные к получению в периоде составления промежуточной финансовой отчетности покупателя и продавца должны учитываться, если их получение покупателем или предоставление продавцом является вероятным и результат предоставления или получения будет достигнут. Однако, скидки, которые вероятны к получению, но которые предоставляются на полное усмотрение поставщика (ограничены поставщиком), признаваться не должны, так как предполагаемые к возникновению соответствующие активы и обязательства не отвечают критериям признания, установленным Концепцией Совета по МСФО, а именно: актив и обязательство должны контролироваться организацией как результат прошлых событий, от которых ожидается поступление или выбытие экономических выгод.  

Таким образом, исходя из выше изложенного, в случае, если вероятность получения преференции высока, получение преференции контролируется покупателем и оценка преференции может быть произведена на основании практического опыта организации, сумма скидки признается в стоимости запасов в размере  оценочной величины. Разница между оценочной и фактической величиной скидки включается в себестоимость запасов в том отчетном периоде, в котором фактическая величина скидки была определена. 

 

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ПРИМЕР

Организация 15.03.2016 заключила договор на приобретение 1 000 единиц товара по стоимости  1 000 руб. (без НДС) в течение года. Условиями договора предусмотрено получение скидки за приобретение указанного количества товара в срок до 31.01.2017 в размере 5%. По состоянию на дату составления годовой отчетности организация приобрела уже 990 единиц товара и вероятность приобретения всего объема товара высокая, кроме того, организация стремится достигнуть заявленной скидки для получения более выгодных условий дальнейших поставок. 

В Таблице 1 представлены проводки по учету скидки у организации – покупателя. 

Таблица 1. Учет скидки у организации – покупателя.

Дата

Событие

Кол-во единиц

Стоимость, руб.

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

31.12.16

Поступление товара на основании товарно-транспортных документов (1)

 990  

 1 000 

 990 000  

15

41

 

60

15

 

 

31.12.16

Признание скидки в соответствии с условиями договора (2)

 990  

 - 50

 -49 500    

16

60

 

Итого

 

 

 

  940 500

 

 

 

1)     990 000 руб. = 990 единиц* 1 000 руб.

2)      49 500 руб. =  990 единиц* 50 (скидка)

В Таблице 2 представлен пример учета себестоимости реализованного товара в периоде реализации. Для упрощения примера принято допущение об отсутствии нереализованного товара.

Таблица 2. Учет себестоимости реализованного товара.

Дата

Событие

Кол-во единиц

Стоимость, руб.

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

31.12.16

Реализация товара – списание учетной стоимости 

 990  

 1 000 

 990 000  

 

90

 

 

41

 

 

31.12.16

Признание скидки в составе себестоимости реализованного товара

 990  

 - 50

 -49 500   

90

16

 

Итого

 

 

 

  940 500

 

 

 

 


[1] Перевод примера B23 к IAS 34

09.03.2017, 12:44 | 9176 просмотров | 2691 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ