Рекомендация Р-Х/2021 - ОК Нефтегаз/ ОК ГДП «Переоформление лицензий на недропользование под общем контролем»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

На совместное заседание ОК Нефтегаз/ОК ГДП

 2021-05-31

 

ПРОЕКТ


 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-ХХ/2021-ОК НЕФТЕГАЗ/ОК ГДП
«ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ ПОД ОБЩИМ КОНТРОЛЕМ»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья 17.1. Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регламентирует случаи перехода права пользования участками недр от одного к другому субъекту предпринимательской деятельности, при котором лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению и при этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.  Чаще всего данный порядок переоформления лицензий используется, когда необходимо переоформить лицензию между  обществами находящимися под общим контролем.

Преобладающая практика учета операций перевода лицензий с одного дочернего общества на другое, в т.ч. при реорганизации, отражает юридическую форму этих операций: учетная стоимость лицензии в передающем юр.лице списывается на расходы в момент ее сдачи в гос.орган, а в принимающем юр.лице новая лицензия признается в момент получения от гос.органа – в сумме уплаченной гос.пошлины. Такой порядок учета отражает юридическую форму статьи 17.1 закона «О недрах»: одно общество «сдает» лицензию, а другое получает новую лицензию под другим номером.

Для того, чтобы одновременно с переоформлением лицензии передать затраты, связанные с ее получением, передающее и получающее общества обычно дополнительно заключают соглашение, предусматривающее в том или ином виде компенсацию таких затрат. Заключение такого соглашения не всегда возможно – например, при реорганизации.

Таким образом, если нет соглашения о компенсации затрат:

1. Балансовая стоимость лицензии, в которой включены исторические затраты на ее приобретение, списывается на затраты в передающем обществе;

2. В принимающем обществе лицензия признается по минимальной стоимости (гос. пошлина на оформление), которая не отражает ни исторические затраты на ее приобретение для группы, ни текущую рыночную стоимость лицензии.  Вместо стоимости  прав (затраты на получение лицензии, понесенные передающим обществом), проистекающих из лицензии, отчетность принимающего общества отражает только стоимость бланка, которым эти права оформлены.

Таким образом, отчетность обоих обществ не отражает экономическую суть этих операций, что приводит к недостоверному представлению их финансового положения и результатов деятельности.

В этой связи возникает вопрос: Каким образом следует отражать операции по переоформлению лицензий между обществами, находящимися под общим контролем?

 

РЕШЕНИЕ

1. Настоящая Рекомендация применяется к переоформлению на другое лицо права пользования участками недр (далее – передача лицензии) между обществами, находящимися под общим контролем. Для определения порядка учета передачи лицензии под общим контролем рассматриваются все связанные факты и обстоятельства по совокупности, в том числе аннулирование лицензии у прежнего недропользователя и получение лицензии новым недропользователем во взаимосвязи, принимаются во внимание все возникающие права и обязанности сторон.

2.  Для целей учета передачи лицензии под общим контролем организация определяет, носит ли такая передача возмездный характер. Передающее общество считает передачу лицензии носящей возмездный характер, если оно получает в обмен за эту передачу вознаграждение, справедливая стоимость которого сопоставима со справедливой стоимостью лицензии. Получающее общество считает передачу лицензии носящей возмездный характер, если оно выплачивает в обмен за получение лицензии вознаграждение, справедливая стоимость которого сопоставима со справедливой стоимостью лицензии. В случае если плательщиком или получателем сопоставимого вознаграждения выступает третья сторона под общим контролем, возмездность передачи лицензии определяется для передающей и принимающей стороны независимо друг от друга. В иных случаях возмездность передачи лицензии определяется единообразно обеими сторонами по согласованию.

3. В случае возмездного характера передачи лицензии, стороны отражают в своей отчетности экономические эффекты такой передачи, например:

a) если между сторонами заключено соглашение о возмещении:  принимающее общество учитывает полученную лицензию по стоимости обговоренную сторонами, передающее общество отражает выбытие лицензии и формирует фин. результат с учетом стоимости возмещения обговоренную сторонами;

b) если переоформление лицензии происходит в рамках реорганизации юридического лица – пользователя недр принимающее общество учитывает полученную лицензию по стоимости, указанной в передаточном акте, передающее общество отражает выбытие лицензии вместе с остальными активами, включенными в передаточный акт и/или разделительный баланс.

4.  В случае безвозмездного характера передачи лицензии (например, передача другому существущему либо вновь созданному обществу без соглашения о возмещении):

a) принимающее общество учитывает полученную лицензию по справедливой стоимости;

b) передающее общество отражает выбытие лицензии с отражением затрат в разделе напрямую в капитале либо, если релевантно (напр. если лицензия передана дочернему обществу), рассматривает необходимость корректировки величины финансовых вложений в соответствии с Рекомендацией Р-68/2016-КпР «Дополнительные финансовые вложения».

 

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ 

При учете операций по переоформлению лицензий между обществами находящимися под общим контролем, следует анализировать все релевантные факты и обстоятельства и учитывать все возникающие права и обязательства сторон:

- сдача лицензии старым владельцем происходит скоординировано с подачей заявки на получение лицензии от другого общества;

- положения о невозможности уступки/отчуждения, установленные Законом «О недрах» - это юридически оформленный механизм государственного контроля за владельцами прав на добычу. Фактически это транзитный механизм полного правопреемства в части пользования недрами - новое общество в итоге получает лицензию ровно с теми же условиями, которые были прописаны в лицензии передающего общества (ст.17.1 Закона «О недрах»);

- при соблюдении процедуры и условий нет оснований для отказа гос.органа, и это подтверждается практикой / историей успешных аналогичных передач;

- на момент сдачи лицензии, между обществами существует определенные правоотношения. Например:

а) при переоформлении лицензии в ходе реорганизации, планируемые шаги по передаче лицензии могут быть зафиксированы в решении о реорганизации или в передаточном акте;

б) при переоформлении лицензии между материнским и дочерним обществом может происходить изменение величины финансовых вложений (см. Рекомендация Р-68/2016-КпР «Дополнительные финансовые вложения»);

в) при переоформлении лицензии может дополнительно быть заключено соглашение между сторонами предусматривающее возмещение понесенных затрат передающей стороны.

С точки зрения экономического содержания, переоформление/передача лицензий - это инвестиция в организацию бизнеса (в части ранее понесенных затрат на приобретение лицензий). Соответственно, отсутствие передачи затрат на приобретение лицензий в новое общество приводит к некорректному формированию информации в отчетности как передающей, так и принимающей стороны (затраты на приобретение права на разработку ресурсов должны списываться по мере его реализации (добычи ресурсов), а не формировать единовременный убыток и заниженную себестоимость добытых ресурсов. Таким образом, можно утверждать, что экономическая суть операций с лицензией – это передача от одного общества другому в разрешительном порядке. В момент подачи заявки на переформление лицензии (или в момент передачи имущества по передаточному акту, если это имеет место ранее) у принимающего общества возникает право на получение лицензии.  Это право может иметь стоимость, определенную как в соглашениях между сторонами, так и в документах по реорганизации.  Так как это право напрямую связано с последующим получением лицензии, его стоимость входит в затраты, формирующие стоимость лицензии в новом/принимающем обществе.

В соответствии с п.13 ФСБУ 14 Учет нематериальных активов, «Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, полученного организацией по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.»

При отражении безвозмездной операции в отчетности передающего общества следует учитывать, что по сути это может являться операцией с собственником (операция в пользу собственника), эффекты по которой отражаются напрямую в капитал в соответствии с IFRS 10.

22.05.2021, 14:14 | 217 просмотров | 70 загрузок

Категории: Проекты БМЦ