Рекомендация Р-98/2018-ОК Нефтегаз «Добыча до подтверждения коммерческой целесообразности добычи»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ») 

 

Принята ОК Нефтегаз 2018-12-11

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-98/2018-ОК НЕФТЕГАЗ
 «ДОБЫЧА ДО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДОБЫЧИ»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

На участке недр с неподтвержденной коммерческой целесообразностью (далее – КЦД)  организация по отдельным поисковым, оценочным, разведочным скважинам (далее - разведочные скважины) получила промышленный приток УВС. В результате получения промышленного притока УВС у организации появилась возможность начать промышленное использование данных скважин и строительство сопутствующих объектов инфраструктуры.

В этой связи возникает вопрос квалификации данных скважин.

 

РЕШЕНИЕ

1. В целях настоящей Рекомендации разведочная скважина, по которой получен промышленный приток УВС, и есть планы начать добычу до принятия решения о промышленной разработке участка недр в целом, называется эксплуатируемой добывающей скважиной.

2. Полученный промышленный приток УВС по разведочным скважинам считается подтверждением их способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, то есть выполнением критерия признания основными средствами, установленного подпунктом г) пункта 4 ПБУ 6/01.

3. В случае принятия менеджментом организации решения об использовании эксплуатируемой добывающей скважины в целях добычи УВС в течение периода, превышающего 12 месяцев, такая скважина подлежит переклассификации из поисковых материальных активов в основные средства.

4. Переклассификация эксплуатируемой добывающей скважины в соответствии с п.3 настоящей Рекомендации производится вне зависимости от документального подтверждения КЦД на участке в целом.

 

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ            

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (далее- ПБУ 24) применяется организациями (в соответствии с п.2) в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляется поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (коммерческая целесообразность добычи).

В соответствии с п.21 ПБУ 24 организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр при подтверждении коммерческой целесообразности добычи.

Некоторые сложности применения ПБУ 24 обсуловлены тем, что оно не определяет участок недр, в отношении которого должна подтверждаться КЦД, а также состав документов, являющихся основанием подтверждения КЦД.

На практике КЦД подтверждается в отношении более крупных участков недр, в отношении которых организация принимает решения о разработке или о прекращении работы в рамках своего инвестиционного процесса. Наименьшей единицей подтверждения КЦД является, как правило, месторождение или группа месторождений. Такая практика обусловлена трудоемкостью и затратностью самого процесса подтверждения КЦД, а также тем, что потребителем информации является, в первую очередь, государство, интересующееся укрупненным представлением информации о характере и переспективах использования недр в целях общегосударственного планирования. Для менеджмента организации, для пользователей финансовой отчетности организации скорее интересен более «локальный» взгляд на характер использования недр. Для этой категории пользователей интерес представляет подтверждение КЦД в отношении более мелких участков.

Требование рациональности, содержащееся в пункте 7.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», приводит нас к мысли о нерациональности формирования пакета документов, который обычно требуется для подтверждения КЦД для участка в целом, группы месторождений.  Для подтверждения КЦД на более мелких участках, например, ограниченных зоной дренирования отдельной скважины, в целях бухгалтерского учета достаточно решение руководства использовать разведочную скважину в целях добычи. Такой упрощенный порядок подтверждения КЦД отвечает запросам пользователей финансовой отчетности организации и требованию рациональности.

Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за строительством скважин от 11 июня 1999 года №39 в последнем абзаце пункта 3 говорит о необходимости ориентироваться на конечную цель бурения: «Если скважина переведена из одной цели  бурения  в  другую,  весь пройденный  за  отчетный  год  метраж,  затраченное время и все другие технико-экономические показатели следует учитывать  по  конечной  цели бурения.  При этом по переходящим скважинам,  начатым строительством в предыдущие годы, но законченным бурением или строительством в отчетном году, показатели с начала строительства или бурения целиком приводятся по конечной цели бурения».

Если по решению менеджмента данная успешная разведочная скважина начала использоваться для добычи в качестве эксплуатационной, то значит цель ее бурения – эксплуатационная. В целях бухгалтерского учета, это означает, то, что относительно затрат на бурение этой скважины нет никаких неопределенностей, которые бы приводили к необходимости признания поискового актива. Такие затраты должны признаваться основным средством.

Если скважина, построенная изначально в качестве разведочной, впоследствии используется для целей добычи (при наличии соответствующей лицензии), то сам по себе этот факт уже свидетельствует о том, что КЦД является подтвержденной в отношении участка недр, с которого ведется добыча этой скважиной. Для начала добычи необходимо создание соответствующей инфраструктуры и осуществление других действий по подготовке к добыче, требующих затрат. Такие затраты осуществляются на основании соответствующих решений руководства организации. Принятие руководством организации решения об осуществлении этих затрат подтверждает положительную оценку им вероятности (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты. При этом достижение промышленных объемов добычи подтверждает как техническую осуществимость добычи полезных ископаемых, так и наличие у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых.Таким образом, в случае начала осуществления промышленной добычи на отдельном участке месторождения, КЦД следует считать подтвержденной для этого участка, даже если КЦД для месторождения в целом еще не подтверждена. Организация в таком случае должна осуществить последовательные действия, предусмотренные пунктом 23 ПБУ 24/2011. При этом поисковые материальные и нематериальные активы, подлежащие переводу в состав основных средств, нематериальных или иных активов по остаточной стоимости, относимые к участку, на котором началась добыча, выделяются организацией самостоятельно на основе суждения. Наличие решения менеджмента использовать изначально разведочную скважину в качестве эксплуатационной представляет собой упрощенное подтверждение КЦД и выполнение пункта 21 ПБУ 24.

НА УЧАСТКЕ ДО КЦД

20.12.2018, 20:26 | 6113 просмотров | 1815 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ