Примеры к ФСБУ "Основные средства"Приложение
к Федеральному стандарту бухгалтерского учета (ФСБУ) № 1
«Основные средства»
Пример №1 Определение объекта учета основных средств Пример 1. Определение объекта учета на примере воздушной линии ВЛ (воздушная линия) является единым, отдельно идентифицируемым объектом недвижимого имущества, имеющим самостоятельные инвентарный и кадастровый номера. На ВЛ оформляется отдельный технический паспорт. ВЛ состоят из проводов, прикреплённых с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам. Опоры, в свою очередь, представляют собой сооружения для удержания проводов и грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи, при их наличии. Опоры крепятся непосредственно в грунт или на специальный фундамент на земельных участках, отведенных специально для этих целей. ВЛ классифицируются по уровню напряжения. Организация при формировании объектов учета основных средств, амортизируемых компонентов основных средств и инвентарных объектов основных средств применяет положения п. п. 9 и 39 настоящего Стандарта. Провода на всем протяжении ВЛ рационально учитывать в качестве отдельного амортизируемого компонента основных средств. Данные объекты затруднительно идентифицировать на отдельных участках. Таким образом, провода ВЛ, разделенные по участкам, и, зачастую, несущественные по стоимости, целесообразно группировать и учитывать в качестве отдельного амортизируемого компонента основных средств. Также в качестве отдельного амортизируемого компонента рационально выделить опоры с подразделением на железобетонные и анкерные. В отношении таких элементов ВЛ как грозозащитные тросы необходимо применить профессиональное суждение на предмет выделения их в отдельные амортизируемые компоненты основных средств, их группировки в самостоятельный амортизируемый компонент основных средств или включения в состав другого амортизируемого компонента основных средств. Все указанные элементы ВЛ можно считать составными частями опоры ВЛ и объединять с ней в единый амортизируемый компонент с опорой ВЛ. Они составляют несущественную стоимость от стоимости опоры ВЛ, и выделение их в отдельные амортизируемые компоненты было бы нерациональным. Объектом недвижимого имущества выступает объект, поименованный в Свидетельстве о праве собственности, например, «Электросетевой комплекс ВЛ 110КВ Московская». В бухгалтерской (финансовой) отчетности данный объект отражается по группе статей «основные средства» как «ВЛ».или «Передаточные устройства». В бухгалтерском учете на основе профессионального суждения экономического субъекта признаются следующие объекты. Объект учета основных средств: – ВЛ 110 КВ (к данному объекту относятся все объекты недвижимого имущества, отраженные в Свидетельствах о праве собственности данного экономического субъекта). Амортизируемые компоненты признанного объекта учета – вариант 1: - Компонент 1 – «Провода»; - Компонент 2 – «Опоры ВЛ, включая траверсы и изоляторы» ; - Компонент 3 – «Грозотрос».
Амортизируемые компоненты признанного объекта учета – вариант 2: - Компонент 1 – «Провода и грозотросы»; - Компонент 2 – «Траверсы»; - Компонент 3 – «Изоляторы»; - Компонент 4 – «Арматура»; - Компонент 5 – «Опоры». Пример 2. Выделение амортизируемых компонентов, учет ремонта и технического обслуживания, расчет амортизируемой величины. Компания-авиаперевозчик приобрела и ввела в эксплуатацию в начале 2009 года самолёт за 14,16 млн.руб. (в том числе НДС 18%). Иных затрат, связанных с получением самолёта, помимо себестоимости покупки у организации не было. Организация предполагает использовать самолёт в течение 12 лет после чего намерена продать использованный самолёт учебному центру для использования в качестве стенда за 826 тыс.руб. (в том числе НДС 18%), о чём имеется договорённость с учебным центром. Предположительно получение выгод от эксплуатации самолёта будет носить равномерный характер в течение всего срока эксплуатации. Для плановой эксплуатации самолёта в течение 12 лет необходимо осуществить следующие существенные затраты:
Все указанные замены и мероприятия планируется осуществлять на начало года. На момент приобретения самолёта стоимости указанных замен и мероприятий, проводимых на других самолётах той же модели, были следующими (включая НДС 18%):
техобслуживание – 944 тыс.руб. Организация начисляет амортизацию за 2009 год в размере 2200 тыс. руб. исходя из следующим образом выделенных амортизируемых компонентов:
Для расчета амортизации самолета использовались следующие данные: срок полезного использования составляет 12 лет, неамортизируемый остаток составляет 826 тыс.руб. (в том числе НДС 18%), амортизируемая стоимость неидентифицированных компонентов составляет 4800 тыс. руб., полученная следующим образом: 12000- (1800+2400+1500+800)-700=4800. Пример 3. Учет приобретения основных средств в случае рассрочки платежа. Стоимость имущества, признаваемого в бухгалтерском учете основным средством, с учетом рассрочки составляет 1 200 000 руб. Стоимость данного объекта в случае отсутствия рассрочки составляет 1 000 000 руб. Данная стоимость принимается в качестве номинальной стоимости. Рассрочка предоставляется на 2 года. Процентная ставка = 9,5445% годовых. Порядок учета данного объекта следующий: Разница между 1 200 000 руб. и 1 000 000 руб. представляет собой процентные затраты, которые должны учитываться в себестоимости основного средства или признаваться расходами периода в зависимости от квалификации данного основного средства в качестве инвестиционного актива. Основное средство при первоначальном признании оценивается в размере 1 000 000 руб. В первый год задолженность перед контрагентом увеличивается на сумму процентов 95 445 руб., а за второй год – на 104 555 руб. Общая сумма процентов за 2 года – 200 000 руб., сумма задолженности перед контрагентом в конце второго года составляет 1 200 000 руб. Пример 4. Изменение амортизационных характеристик основных средств. Организация в начале года 00 приобрела автомобиль за 300 тыс. руб., который она будет отражать в бухгалтерском учете в качестве основного средства. Неамортизируемая стоимость данного автомобиля составляет 60 тыс. руб. Срок полезного использования организация установила в размере 150 тыс. км. За первый год эксплуатации автомобиль проехал 50 тыс. км. За первый год эксплуатации автомобиля организация признала расход в виде амортизации в размере 80 тыс. руб.: (300-60)*50/150. Со второго года эксплуатации организация пересмотрела срок полезного использования, установив новый срок, равный 7 годам. В этой связи изменилась неамортизируемая стоимость. Она составила 40 тыс. руб. За второй года эксплуатации автомобиля признала расход в виде амортизации в размере 30 тыс. руб.: (300-40-80)/6. Баланс организации в течение эксплуатации автомобиля выглядит следующим образом:
Пример 5. Применение способов переоценки основных средств. 1. Пропорциональный способ Себестоимость основного средства при признании составляет 1 000 000 руб.; срок полезного использования основного средства – 20 лет; затраты на реконструкцию, произведенную через 7 лет использования – 150 000 руб.; рыночная стоимость на отчетную дату – 1 200 000 руб. Через 7 лет использования основного средства: накопленная амортизация составит 1 000 000/20*7 = 350 000 руб. себестоимость основного средства составит 1 000 000 + 150 000 = 1 150 000 руб. балансовая стоимость основного средства до переоценки составит 1 150 000 – 350 000 = 800 000 руб. Соотношение между рыночной стоимостью и балансовой стоимостью основного средства = 1,5 раза.
Себестоимость основного средства с учетом переоценки = 1 150 000 * 1,5 = 1 725 000 руб. Амортизация основного средства с учетом переоценки = 350 000* 1,5 = 525 000 руб.
Балансовая стоимость основного средства после переоценки = 1 725 000 – 525 000 = 1 200 000 руб. 2. Способ изменения амортизации Себестоимость основного средства при признании составляет 1 000 000 руб. Срок полезного использования основного средства – 20 лет Затраты на реконструкцию, произведенную через 7 лет использования – 150 000 руб. Рыночная стоимость основного средства на отчетную дату – 1 050 000 руб. Через 7 лет использования основного средства: накопленная амортизация составит = 1 000 000/20*7 = 350 000 руб. себестоимость основного средства составит 1 000 000 + 150 000 = 1 150 000 руб., себестоимость при данном методе переоценки не пересчитывается. Амортизация с учетом переоценки составит: 1 150 000 – 1 050 000 = 100 000 руб. Балансовая стоимость основного средства после переоценки (не должна быть выше рыночной стоимости) составит 1 050 000 руб. 3. Способ обнуления амортизации Себестоимость основного средства при признании составляет 1 000 000 руб. Срок полезного использования основного средства – 20 лет. Затраты на реконструкцию, произведенную через 7 лет использования – 150 000 руб. Рыночная стоимость основного средства на отчетную дату – 1 200 000 руб. Через 7 лет использования основного средства: накопленная амортизация составит 1 000 000/20*7 = 350 000 руб. себестоимость основного средства составит 1 000 000 + 150 000 = 1 150 000 руб. балансовая стоимость основного средства до переоценки = 1 150 000 – 350 000 = 800 000 руб. Себестоимость основного средства уменьшается на всю сумму накопленной амортизации = 1 150 000 руб. - 350 000 руб. = 800 000 руб. Себестоимость основного средства признается равной рыночно стоимости = 1 200 000 руб. Амортизация основного средства с учетом переоценки равна 0. Балансовая стоимость основного средства после переоценки составит 1 200 000 – 0 = 1 200 000 руб. Оставшаяся переоценка, равная 5*17 5000 руб. = 87 500 руб., списывается единовременно: Д83 К84 87 500 руб. (1 октября).
Пример 6. Определение себестоимости выбывающей части при частичной ликвидации основного средства. В случае частичной ликвидации основного средства уменьшение себестоимости основного средства производится в размере балансовой стоимости выбывающей части основного средства. Если балансовая стоимость выбывающей части не известна, то она определяется организацией расчетным путем. Подлежащая списанию балансовая стоимость ликвидируемой части основного средства может определяться любыми обоснованными способами, закрепленными в Учетной политике Организации. Например: Вариант 1: - определяется доля ликвидируемой части основного средства пропорционально физическому показателю, характерному для данного основного средства. Например, в случае частичной ликвидации протяженного объекта недвижимости (линия связи, линия электропередачи, автомобильная дорога, иной аналогичный объект) в качестве такого показателя может использоваться протяженность объекта, в случае частичной ликвидации системы, состоящей из ряда однородных элементов – количество таких элементов и т.п. - определяется себестоимость ликвидируемой части основного средства - как произведение себестоимости основного средства и доли ликвидируемой части основного средства; - определяется степень износа (амортизации) частично ликвидируемого основного средства (отношение начисленной амортизации к себестоимости основного средства); - исходя из себестоимости ликвидируемой части основного средства и степени износа (амортизации), определяется начисленная амортизация по ликвидируемой части основного средства.
Пусть себестоимость линии связи при признании – 1 000 000 ден. ед. Протяженность линии связи – 100 км. Начисленная амортизация по линии связи – 500 000 ден. ед. Протяженность выбывающей части (из эксплуатации выводится отдельный участок линии связи) - 20 км. Доля выбывающей части (исходя из физического показателя) равна 20/100 = 0,2
Себестоимость выбывающей части равна = 0,2*1 000 000 = 200 000 ден. ед.
Степень износа линии связи равна 500 000/1 000 000 = 0,5
Амортизация по выбывающей части равна 0,5*200 000 = 100 000 ден. ед. Вариант 2: -Определяется (экспертным путем) процент (%) стоимости ликвидируемой части основного средства в первоначальной стоимости; Организация использует экскаватор. Себестоимость экскаватора при признании – 300 000 ден.ед. Установленный организацией срок полезного использования составляет 5 лет. Через 10 месяцев после начала эксплуатации сломался ковш экскаватора. Технические службы организации приняли решение о замене ковша.
Начисленная амортизация за период использования – 50 000 ден. ед. Себестоимость ковша в себестоимости экскаватора - 40%
Определяем себестоимость ковша при признании 300 000*40%=120 000, Рассчитываем амортизацию ковша на момент ликвидации - 20 000 ден.ед. (120 000 /60*10) Себестоимость ковша на момент выбытия -100 000 ден.ед (120 000 – 20 000)
Если для экономического субъекта нецелесообразно проводить расчет балансовой стоимости выбывающей части основного средства (заменяемой части), то балансовая стоимость заменяемой части может определяться как себестоимость заменяющей части. Затраты на демонтаж заменяемой части признаются расходами текущего периода от выбытия основных средств. 06.11.2015, 11:26 | 9049 просмотров | 2256 загрузок Категории: Проекты БМЦ |