Комментарии к проекту Рекомендации Р-Х2019-КпР Изменение модели оценки основных средств

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

 

Замечания на заседание Комитета по рекомендациям 2019-05-29 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-ХХ/2019-КпР
«ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тархан Екатерина Александровна

ПАО "ГМК "Норильский никель"

  

1. Пункт 5 Рекомендации устанавливает обязанность Компании применять способ учета с переоценкой, если объекты основных средств ранее переоценивались и применяемый Компанией порядок переоценки был аналогом способа переоценки, определенного новым ФСБУ «Основные средства». Такое требование не совсем корректно с точки зрения действующего законодательства и норм проекта ФСБУ.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Основные средства» организацией могло быть принято решение о переоценке групп основных средств до текущей (восстановительной) стоимости.

При этом понятие «текущая (восстановительная) стоимость» отличается от понятия «текущая справедливая стоимость», до которой объекты должны переоцениваться  в порядке нового ФСБУ.

Так, справедливая стоимость – это оценка объекта, учитывающая его текущее состояние с учетом износа, морального устаревания и иных факторов, в то время как текущая восстановительная стоимость  - это рыночная оценка аналогичного нового объекта.

Поскольку рассматриваемые понятия различны, формально из буквального прочтения законодательства следует, что ранее действовавший порядок переоценки не может являться аналогом порядка переоценки по ФСБУ. Таким образом, может быть сделан вывод, что ФСБУ фактически устанавливает новый способ переоценки (в том числе: вводится способ переоценки до справедливой стоимости и исключается способ переоценки до восстановительной стоимости).

Принимая во внимание, что ФСБУ предусматривает условие о перспективном изменении способа оценки, новый способ оценки (с переоценкой до справедливой стоимости или без переоценки) корректно применять ко всем объектам основных средств, вне зависимости от того в каком порядке такие объекты переоценивались ранее. В таком случае, сумма накопленной в составе капитала дооценки объектов полежит корректировке (при способе с переоценкой) или отнесению на нераспределенную прибыль (при способе без переоценки) в порядке, определенном разделом «Переходные положения» ФСБУ.

Отметим, что законодательством порядок переоценки по ПБУ 6/01 не был четко регламентирован, в результате на практике восстановительная (текущая) стоимость объектов Компаниями определялась по-разному и в отдельных случаях могла соответствовать их справедливой стоимости. Однако в отсутствие четких требований к порядку определения восстановительной стоимости, при переходе на ФСБУ выбор метода учета не должен определяться исключительно тем, корректно или нет такая стоимость определялась ранее.

Основа для выводов: Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (п. 43 Методических указаний по учету ОС, утв. Приказом Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 г.).

В Приказе Росстата от № 799 от 30.11.2017 г. «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения ...», что под восстановительной стоимостью понимается стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, владеющая основными фондами, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки.

Справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки на основном (или наиболее выгодном) рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цена выхода), независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой или рассчитывается с использованием другого метода оценки (п. 24 IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»).

В случае применения организацией способа учета с переоценкой организация, применяющая настоящий пункт, должна провести на дату единовременной корректировки переоценку основных средств, к которым применяется данный способ учета, и признать соответствующий накопленный результат дооценки основных средств (при наличии) в составе капитала, скорректировав (при необходимости) аналогичный показатель, сформированный до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшимися правилами (п. 58 ФСБУ «Основные средства»).

Все изменения балансовой стоимости основных средств в связи с началом применения настоящего Стандарта, которые не могут быть соотнесены с изменениями других статей бухгалтерского баланса, относятся на нераспределенную прибыль (п. 59 ФСБУ «Основные средства»).

 

2. В пункте 6 Рекомендаций указано, что «основных средств, для которых применявшийся ранее порядок переоценки не является аналогом способа учета с переоценкой, предусмотренного ФСБУ… Накопленный результат прошлых дооценок таких основных средств, числящийся в составе добавочного капитала, подлежит единовременному списанию на нераспределенную прибыль при переходе на ФСБУ».

Предлагаем уточнить в рекомендациях, что такой подход применим только при выборе способа оценки «без переоценки» при переходе на ФСБУ.

При выборе способа «с переоценкой», указанный подход противоречит п. 58 ФСБУ «Основные средства», который указывает на необходимость корректировки суммы дооценки, отраженной в составе капитала, при переходе на ФСБУ.

 

3. Разделом «Переходные положения» ФСБУ случай определения первоначальной стоимости по ранее переоцененным объектам отдельно не рассмотрен, то есть может быть сделан вывод, что по таким объектам первоначальная стоимость определяется в общем порядке (по п. 57 ФСБУ): «для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость, признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшимися правилами, за вычетом накопленной амортизации»

В результате не ясно на какой норме действующего законодательства либо проекта ФСБУ основан вывод, приведенный в п. 6 Рекомендаций: «организация может рассматривать и использовать восстановительную стоимость указанных основных средств, отраженную в учете в результате последней переоценки (без вычета накопленной амортизации), в качестве первоначальной стоимости этих основных средств с целью применения переходных положений ФСБУ».

 Кроме того, формулировка Рекомендации «организация может» свидетельствует о праве выбора организацией при переходе на ФСБУ способа определения первоначальной стоимости ранее переоценённых объектов (либо по действительной первоначальной стоимости, либо по восстановительной стоимости), что также не предусмотрено законодательством и проектом документа.

 

29.05.2019, 14:19 | 2486 просмотров | 1297 загрузок

Категории: Другие документы БМЦ