Замечания по проекту ФСБУ «Основные средства» - Бакаев А.С.

Замечания по проекту ФСБУ «Основные средства»

А.С. Бакаев, заслуженный экономист РФ, д.э.н

 

 

Пункт 1:

- в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет могут вести индивидуальные предприниматели. Из содержания пункта 1 получается, что индивидуальные предприниматели Стандарт «Основные средства» не применяют. 

Пункт 2:

- Абзац второй содержит некорректную норму о  том, что каждая некоммерческая организация применяет Стандарт с учетом особенностей ее деятельности, определяемых самостоятельно. Это приведет к неразберихе ведения учета основных средств в указанных организациях.

Коммерческие организации получается ведут учет основных средств без учета специфики их деятельности.

- отсутствует упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. «Об изменениях в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

Пункт 3:

- абзац последний очень некорректный. Незавершенное строительство не может соответствовать признакам, перечисленным в подпунктах «б» и «в», строительство может вестись несколько лет, а пользователи уверены, что у организации сумасшедшие остатки основных средств, используемых в производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг.

Нельзя путать вопрос учета основных средств и порядка отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности статьи «основные средства». При этом необходимо учитывать, что абсолютное большинство отчитывающихся организаций несмотря на значительные остатки незавершенного строительства не расшифровывают их в бухгалтерской (финансовой) отчетности. По нашему мнению, в Стандарте необходимо ввести правило об обязательном раскрытии информации о составляющих статьи «Основные средства» в Бухгалтерском балансе в пояснениях (собственно основные средства, остатки незавершенного строительства, остатки запасов, используемых при строительстве, сооружении и изготовлении объектов основных средств и др.).

Предложенная редакция может быть понята пользователями, что все операции по учету основных средств должны учитывать на счете 01 «Основные средства» без применения счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и др. (в части иных составляющих группы статей «Основные средства» Бухгалтерского баланса).

В МСФО (IAS) 16 «Основные средства» отсутствует норма, аналогичная приведенной в последнем абзаце пункта 3 проекта.

Пункт 4:

- предложенная редакция по применению проекта при организации учета арендованных основных средств вызывает множество вопросов, что из проекта можно использовать арендодателем и арендатором в случаях операционной аренды, финансовой аренды (лизинга). К сожалению в настоящее время действует только один нормативный правовой акт по бухгалтерском учету аренды (приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 «Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»).

По нашему мнению пункт 4 следует изложить в следующей редакции:

«4. Особенности учета активов, сданных в аренду или полученных по договорам аренды, определяются отдельными федеральными стандартами и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.»

Пункт 6:

- приведенная группировка основных средств не соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), вводимому в действие с 1 января 2017 г. (приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст) В соответствии с ОКОФ предусмотрено три основных раздела: 100 Жилые здания и помещения; 200 Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель; 300 Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты с подразделением на 310 Транспортные средства, 320 Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование, 330 Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты.

В связи с этим следует при раскрытии термина «группа основных средств» учесть требования ОКОФ и Классификатора основных средств, включенных в амортизационные группы (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1);

- применение термина «срок амортизации» вместо предусмотренного в МСФО (IAS) 16 Основные средства «срок полезного использования» по нашему мнению неудачно. Предлагаемый термин не смогут использовать некоммерческие организации, для них как раз важен срок полезного использования;

- в пункт 6 следует включить термин «единица бухгалтерского учета основных средств». Это необходимо в связи изменением порядка учета основных средств, при наличии у них нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются.

Пункт 7:

- желание разработчика предлагаемой редакцией пункта 7 решить проблему учета малоценного имущества, подпадающего под определение основного средства, приведенного в пункте 3 проекта, не снимает многих вопросов их учета.

(а) отсутствие единства в определении стоимостного порога по учету малоценного имущества (хотя в качестве охранника останется норма Налогового кодекса РФ);

(б) привязка указанного имущества к стоимости в совокупности группы основных средств не совсем понятна. В современных условиях у многих субъектов малого и среднего бизнеса доля малоценного имущества к общей стоимости активов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев существенна и непонятно, что им делать в этих условиях;

(в) обеспечение их сохранности в период их полезного использования. Необходимо привести соответствующую норму из действующего ПБУ 6/01 («В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением»).

Пункт 10:

- в проекте отсутствует основное понятие «объект основных средств», который сложился в российской практике и нормативных правовых актах, в частности по организации государственной статистике;

- приведенные в пункте 10 нормы касаются возможности отнесения в качестве объекта основных средств других активов, большинство из которых в настоящее время в России учитываются не на счете 01 «Основные средства».

Приведенные в качестве примера виды новых объектов основных средств изложены очень неудачно:

(а) физически обособленные объекты  - без расшифровки рядовому бухгалтеру будет очень трудно понять, что разработчик имеет в виду (необходимо учитывать, что МСФО 16 довольно подробно расшифровывает это понятие);

(б) предложение некоторые виды запчастей, используемых в системе планово-предупредительного ремонта, учитывать в качестве объектов основных средств требует тщательной проработки. Необходимо привести расшифровку понятия «подлежащие замене через продолжительные периоды» (это 12 месяцев, 3 или 5 лет, что-то иное). В МСФО 16 речь идет о запасных частях и вспомогательном оборудовании, резервном оборудовании, сервисном оборудовании, используемые в течение более чем одного отчетного периода (года);

(в) и (г) в указанных подпунктах предлагается признавать в качестве объекта основных средств понесенные организацией расходы  по плановым ремонтам и техосмотрам (техобслуживанию). Введение предлагаемого варианта учета указанных расходов усложнить по нашему мнению ведение бухгалтерского учета, в частности по этим объектам необходимо будет организовать учет амортизации.

- во втором абзаце следует исключить слова «, в частности,», т.к. это противоречит подпункту (д);

- последний абзац следует исключить, т.к. это относится к нормативному правовому акту по проведению инвентаризации активов и обязательств.

Пункт 11:

- разработчик предлагает установить начисление амортизации некоммерческими организациями;

- в пункте 11 содержит два варианта начисления амортизации: за счет фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества и за счет отнесения на понесенные расходы по приносящей доход деятельности некоммерческой организации. При этом разработчик не учитывает, что все основные средств у некоммерческой организации формируют фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества независимо от цели их использования. У большинства некоммерческих организаций основные средства могут одновременно использоваться для основной цели некоммерческой организации и для деятельности, приносящей ей доход. Прибыль, полученная от приносящей доход деятельности как известно формирует источник целевого финансирования некоммерческой организации.

В связи с изложенным нельзя согласиться с предложенными в пункте 11нормами и следует сохранить действующий в настоящее порядок.

Пункт 12:

- в первом предложении после слова «признаются» включить слова «в бухгалтерском учете»;

- термин «получение основных средств» по нашему мнению неудачен и его следует исключить, как и в пункте 15.

- термин «улучшение основных средств» не отражает сути включаемых в него хозяйственных операций в виде не только модернизации, реконструкции, но и ремонта, техобслуживание, техосмотра и иных аналогичных мероприятий.

Пункт 13:

- подпункт (в):

(1) неясно, что подразумевается под термином «комплектующие». Это сделать необходимо, т.к МСФО 16 предусматривает сложный объект основных средств, состоящих из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, делить на несколько самостоятельных единиц бухгалтерского учета основных средств. Из проекта бухгалтерам и иным пользователям будет трудно понять планируемое изменение действующего порядка учета сложного объекта;

(2) в МСФО 16 запчасти и мелкие комплектующие части включаются в затраты по ремонту и текущее обслуживание объекта основных средств, а часть запчастей, требуемых для замены отдельных элементов объекта основных средств, относится в бухгалтерском учете как основные средства. В проекте такое разделение отсутствует и все запчасти предлагается учитывать в  качестве объектов основных средств, с чем вряд ли можно согласиться.

В качестве применения термина «запчасть», по русски следует применить термин «запасная часть», «запасные части».

Пункт 14:

- в подпункте «ж» слово «намерений» следует заменить словами «целей деятельности»;

Пункт 15:

- в проекте термин «основное средство» применяется в двух значениях: в традиционном (узком) – непосредственно машина, здание и т.п.; в расширительном – когда помимо традиционного основного средства к нему добавлены вложения во внеоборотные активы, оборудование к установке, комплектующие части и запасные части и т.д. По тексту изложения пользователю иногда трудно сделать и понять эти значения. Разработчику следует поработать над редакцией соответствующих правил и норм.

Пункт 16:

- в подпункте «з» слово «получением» следует заменить словами «приобретением, созданием и улучшением основных средств»;

- в подпункте «и» слово «получение» следует заменить словами «приобретение, создание и улучшение основных средств»;

Пункт 17:

- слово «организацией» следует заменить словами «другими лицами»;

Пункт 22:

- из содержания пункта неясно о каких затратах, связанных одновременно с несколькими объектами учета основных средств, идет речь.

В данном пункте появляется понятие «объект учета основных средств», которое не употребляется и не описано в предыдущих пунктах проекта.

Пункт 23:

- понятия «переклассификации», «переклассифицированных» требуют расшифровки  путем раскрытия фактов хозяйственной жизни  (инвентаризация, ошибка и т.п.) по причине которых происходит перевод активов, учитываемых, например в составе запасов, в состав основных средств.

Пункт 24:

- в подпункте «в» применяется понятие «непродолжительный период». В других пунктах проекта используется понятие «продолжительный период». Ясности критерия разделения на продолжительный и непродолжительный отсутствует, что приведет к массовым недоразумениям на практике применения Стандарта;

- в подпункте «д» приведен перечень затрат, не включаемых в себестоимость основных средств. К сожалению в проекте стандарта «Запасы» этот вопрос не нашел отражения, хотя при учете незавершенного производства, себестоимости готовой продукции и т.п. этих затрат в практике организаций большое количество и, следовательно, следует установить порядок их отнесения либо на себестоимость запасов, либо на прочие расходы в отчете о финансовых результатах, либо иной порядок;

- в подпункте «к» упоминается реорганизация деятельности. Неясно о чем идет речь – реорганизации деятельности организации, реорганизации производственного процесса или иное.

Пункт 27:

- в пункте следует указать на какую дату проводится переоценка (на отчетную; 1 января следующего за отчетным года);

Пункт 34:

- из текста неясно на каком счете бухгалтерского учета организация должна учитывать накопленный результат от переоценки основных средств. В связи с этим в первом предложении перед словом отражается следует включить слова «, учтенный на счете учета добавочного капитала,»;

Пункт 35:

- словосочетание «относится на капитал» понятно только разработчику. Следует конкретно указать как в предложении по пункту 34;

- абзац второй по своему содержанию не соответствует ранее изложенному правилу отражения в  бухгалтерском учете суммы дооценки;

- понятие «внереализационные расходы» не употребляется в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету (включая План счетов бухгалтерского учета);

Пункт 36:

- замечание по понятию «внереализационные расходы» аналогично по пункту 35.

Пункт 38:

- редакция последнего предложения изложена не по-русски. По нашему мнению необходимо вернуться к порядку наличия специального счета бухгалтерского учета по учету списания основного средства. Это особенно важно, когда списание производится в течение длительного времени (разборка, демонтаж, поиск потенциального покупателя на выбываемый объект);

Пункт 41:

- понятие «намерение организации» вводится разработчиком и ранее мы указывали на его нецелесообразность;

- действующим порядком предусмотрен момент начала начисления амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Предлагаемая редакция приведет к усложнению порядка начала начисления и окончания начисления амортизации.

Пункты 47-51:

- по нашему мнению необходимо сохранить действующий порядок описания начисления амортизации, изложенный в пунктах 18-19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Пункт 63:

- по смыслу изложенной нормы некоммерческая организация списывает основное средство на прочие расходы и при этом как-то уменьшает фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Ранее в замечаниях указывалось, что нельзя согласиться с установлением порядка начисления амортизации некоммерческими организациями. У них списание объектов основных средств производится за счет фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества (в любых случаях).

В связи с изложенным пункт 63 следует изложить в следующей редакции:

«63. В некоммерческих организациях при прекращении признания основного средства его стоимость списывается в уменьшение фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества, сформированный по данному основному средству.».

Пункт 68:

- перед пунктом 68 название раздела УП необходимо уточнить, следует включить перед словом «отчетности» слова «бухгалтерской (финансовой)»;

 - по нашему мнению пункт 77 следует включить перед пунктом 68;

- содержание пункта 68 неудачно излагает норму об обязательной расшифровке группы статей «Основные средства» бухгалтерского баланса по трем составляющим. Видимо необходимо указать, что расшифровка производится только при наличии числовых данных по ним;

Пункт 69:

- из содержания пункта неясно, что отражается в отчете о финансовом результате в первой части совокупного финансового результата, что в составе прочего совокупного финансового результата, что в пояснениях к отчету о финансовом результате.

Пункты 72 и 73:

- по смыслу изложенного приведенное раскрытие обязательно для всех организаций независимо от существенности информации. Если это так, то необходимо это подчеркнуть, если нет указать на это.

В приказе Минфина России об утверждении федерального стандарта «Основные средства» необходимо предусмотреть изменения в ряд нормативных правовых актов, в частности в План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению (в части открытия отдельных субсчетов для учета сырья, материалов, комплектующих частей основных средств, запасных частей и других аналогичных предметов, необходимых для создания, поддержания в рабочем состоянии и улучшения основных средств).

08.09.2016, 11:27 | 3927 просмотров | 1752 загрузок

Категории: Другие документы БМЦ