Рекомендация Р-Х/2020-КпР «Идентичность экземпляров отчетности»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

 

ПРОЕКТ

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-КпР
«ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ОТЧЕТНОСТИ»

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 444-ФЗ внесены изменения в статью 18 «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту регистрации. Этот экземпляр представляется в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через определенного законом оператора электронного документооборота.

ФНС России приказом от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ утверждены форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов (Приказ ФНС № ММВ-7-1/570@).

В связи с изложенным возникает вопрос идентичности экземпляра бухгалтерской отчетности в виде электронного документа экземпляру бухгалтерской отчетности, составленному на бумажном носителе.

 

РЕШЕНИЕ

1. Настоящая Рекомендация применяется в случаях наличия у организации бухгалтерской отчетности, один из экземпляров которой составлен на бумажном носителе, а другой – в электронном виде, как это определено пунктом 2 настоящей Рекомендации, в целях установления идентичности указанных экземпляров.

2. В целях настоящей Рекомендации под электронным видом бухгалтерской отчетности понимаются электронные файлы форматов XML, HBRL, HTML и любых других форматов, предполагающих использование инструментов и приемов визуализации отчетной информации с помощью электронных устройств без вывода на бумажные носители. При этом бухгалтерская отчетность в файлах формата PDF и иных аналогичных форматов, имитирующих бумажные носители, приравнивается в целях настоящей Рекомендации к бухгалтерской отчетности на бумажном носителе.

3. При подтверждении идентичности экземпляра бухгалтерской отчетности в электронном виде экземпляру бухгалтерской отчетности на бумажном носителе принимается во внимание содержание данных бухгалтерской отчетности – состав показателей, их значения, приводимая пояснительная информация в количественной и описательной форме и т.п. При этом не принимаются во внимание способы структурирования и компоновки данных бухгалтерской отчетности при их передаче через электронные средства коммуникации и способы визуализации этих данных на экранах электронных устройств по сравнению со способами воспроизведения тех же данных на бумажных носителях.

4. При составлении бухгалтерской отчетности в электронном виде организация вправе применять требования стандартов бухгалтерского учета к структурированию и компоновке отчетной информации только в той части, в которой эти требования не обусловлены особенностями воспроизведения информации на бумажных носителях. В частности, организация не обязана:

 - устанавливать жесткую иерархическую группировку данных: раздел – подраздел – группа статей – статья – подстатья – вид объекта – подвид и т.д., если использует такие способы визуализации отчетных данных на экранах электронных устройств, которые позволяют пользователю отчетности группировать данные по своему усмотрению;

- отделять в явном виде показатели основных отчетных форм (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и др.) от расшифровывающих показателей, детализирующих данных и пояснительной информации, если использует способы визуализации, позволяющие пользователю отчетности самостоятельно компоновать информацию на экране электронного устройства;

- задавать фиксированную императивную масштабность единиц измерения (руб., тыс.руб., млн.руб.), если использует средства, позволяющие пользователю отчетности самостоятельно выбирать и менять такие единицы;

- применять иные фиксированные заранее заданные параметры визуализации информации, если использует средства, позволяющие пользователю отчетности самостоятельно выбирать и менять эти параметры по своему усмотрению.

5. Экземпляр бухгалтерской отчетности в электронном виде, составленный с учетом применения пункта 4 настоящей Рекомендации, считается идентичным экземпляру бухгалтерской отчетности на бумажном носителе, если совпадает содержание информации в указанных экземплярах, вне зависимости от способов компоновки и демонстрации этой информации, обусловленных формой ее передачи и визуализации, при соблюдении условия, указанного в пункте 7 настоящей Рекомендации.

6. Организация вправе составлять отчетность только в электронном виде и не иметь экземпляра отчетности на бумажном носителе.

7. При составлении бухгалтерской отчетности в электронном виде организация в любом случае (независимо от применения/неприменения пунктов 4 и 6 настоящей Рекомендации) должна обеспечить возможность создания версии для печати в целях изготовления копий отчетности на бумажном носителе. В случае наличия у организации наряду с экземпляром бухгалтерской отчетности в электронном виде также экземпляра на бумажном носителе версия для печати электронного экземпляра должна как по содержанию, так и по форме полностью совпадать с экземпляром этой отчетности, составленным непосредственно на бумажном носителе.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

2) Центральный банк Российской Федерации;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

5. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ).

 

7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.

10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12 <Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности>

Государственный информационный ресурс
бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее - ГИРБО) - совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее - только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее - подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее - Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России. Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту). Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее - Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона "О бухгалтерском учете", т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

02.04.2020, 12:25 | 650 просмотров | 121 загрузок

Категории: Проекты БМЦ